Взятка: что это такое и каковы последствия?

Уголовная ответственность за получение или дачу взятки | Прокуратура Республики Бурятия

Взятка: что это такое и каковы последствия?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой – это получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).

Взяткой могут быть не только деньги,  но и банковские чеки, ценные бумаги, объекты недвижимости, земель­ные участки, драгоценности, транспортные средства, бытовая техника и иное имущество.

Предметом преступления являются также выгоды имущественного ха­рактера, т.е.

оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги иму­щественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, лечение и т.п.

), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости переда­ваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

Известны и так называемые «завуалированные» формы взятки – бан­ковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга; по­купка товаров по завышенной цене; заключение фиктивных трудовых дого­воров с выплатой заработной платы взяточнику или третьему лицу; проще­ние долга, преднамеренный проигрыш в карты.

В соответствии с уголовным законом, взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти, чиновник, кото­рый в силу своих должностных полномочий выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

К представителям власти относятся государственные и муниципальные чиновники любого ранга – сотрудник республиканской, областной или го­родской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого госу­дарственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части, де­путат законодательного органа и т.д.

К лицам, выполняющим организационно-распорядительные или адми­нистративно-хозяйственные функции, относятся руководители финансовых и хозяйственных подразделений государственных и муниципальных органов, члены государственной экспертной, призывной или экзаменационной комис­сии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа, декан факультета, главный врач медицинского учреждения и т.д.

Вознаграждение имущественного характера, переданное лицу, выпол­няющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (директору коммерческой фирмы, государственного унитарного предпри­ятия, руководителю общественного или религиозного объединения и т.д.) яв­ляется коммерческим подкупом (ст. 204 Уголовного кодекса РФ).

Уголовное законодательство относит получение вятки к более общест­венно опасным преступлениям, чем дача взятки либо коммерческий подкуп. Максимальным предусмотренным законом наказанием за совершение этого преступления, является лишение свободы сроком до 15 лет.

Нередко, получение и дача взятки, коммерческий подкуп осуществля­ются через посредников, которыми могут выступать подчиненные сотрудни­ки, работники различных посреднических фирм. В таких случаях, посредник, если не признается соучастником преступления, является пособником пре­ступления и несет ответственность в соответствии со статьями 33 и 34 Уго­ловного кодекса РФ.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от уголовной ответственности в случае доброволь­ного сообщения о даче взятки правоохранительным органам, либо если будет установлен факт вымогательства.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых  он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий.

В случае вымогательства или провокации взятки (подкупа), любой гражданин исходя из своих нравственных принципов, совести и жизненного опыта, четко понимая необходимость борьбы с коррупцией, должен принять решение встать преградой на пути коррупционера.

Для этого необходимо обратиться с письменным или устным заявлени­ем в любой правоохранительный орган независимо от места совершения пре­ступления.

Вы вправе требовать от принявшего заявление сотрудника отметку в копии обращения о дате приема, его должности и фамилии. В случае отказа в принятии заявления (обращения) Вы имеете право обжаловать незаконные действия в вышестоящих инстанциях.

Принятое по результатам рассмотрения заявления (обращения) право­охранительным органом решение, может быть обжаловано вышестоящему органу либо в суд.

Помните, надежное противодействие коррупционным проявлениям со стороны государства возможно лишь при эффективном взаимодействии с ин­ститутами гражданского общества.

О всех известных фактах коррупции Вы можете сообщить в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Бурятия. Контактный телефон: 44-61-78.

Источник: http://prokuratura-rb.ru/?page_id=752

Коррупция: понятие, виды, история появления и развития

Взятка: что это такое и каковы последствия?

древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей, каков бы ни был этот социальный порядок». Естественно, что в ходе исторического процесса это явление постоянно трансформируется и видоизменяется, по мере усложнения политических и экономических порядков возникают новые формы его проявлений.

В современном мире коррупция представляет серьезную и насущную проблему практически для всех государств.

В преамбуле Конвенции ООН против коррупции отмечается «серьезность порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку», а также то, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран».

Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена.

Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть.

Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что коррупция это:

а.

злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б. совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица

Выделяют следующие причины коррупционного поведения:

— толерантность населения к проявлениям коррупции;

— слабое правосознание граждан;

— отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

— наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

— психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

— незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

— отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Выделяют следующие виды коррупции:

1). В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

— государственная коррупция (коррупция госчиновников);

— коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);

— политическая коррупцию (коррупция политических деятелей).

2). В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

— запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;

— подкуп по инициативе просителя.

3). В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

— индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

— предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);

— криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4). В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

— денежные взятки;

— обмен услугами (патронаж, непотизм).

5). В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

— децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);

— централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);

— централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6). В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

— низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);

— верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);

— международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7). В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

— эпизодическая коррупция;

— систематическая (институциональная) коррупция;

— клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Коррупция известна с глубокой древности.

Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая — во всех центрах древневосточных цивилизаций.

В «Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: «Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством.

В трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества и делается малоутешительный вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. «Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам».

Основным средством борьбы с казнокрадством становится слежка. Доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление.

https://www.youtube.com/watch?v=V6qlw6gez0Q

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») – 12 тысяч рублей.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г.

предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г.

В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей.

Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др.

Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962 г.

говорилось, что взяточничество – это «социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества». Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а «советский административно-управленческий аппарат – это аппарат нового типа».

В качестве причин коррупционных проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г.

Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра).

Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций.

В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением.

Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова.

Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата.

Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее – распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, и, наконец, крахом СССР и появлением новой страны — России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция государства сменилась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

— стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

— отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;

— распад партийной системы контроля.

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Источник: http://kamadm.ru/anticorruption/media/2018/8/3/korruptsiya-ponyatie-vidyi-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya/

Получение взятки. Дача взятки. Коммерческий подкуп

Взятка: что это такое и каковы последствия?

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.

), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Уголовный кодекс РФ (ч. 1 ст.

290) указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (п.

10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий.

Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.

290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Часть 2 статьи 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 3 статьи 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 или частью 2 статьи 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

  • пункт «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);
  • пункт «в»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы;
  • пункт «г»: в крупном размере (согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая сто пятьдесят тысяч рублей).

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей.

В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ).

Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 статьи 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.

Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по части 1 статьи 291 УК РФ.

В примечании к ст.

291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность коммерческой или иной организации, имеющей статус юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке в РФ согласно действующему гражданскому законодательству (гл. 4 ГК РФ). Дополнительным объектом данного преступления являются законные интересы, права граждан, предприятия, охраняемые уголовным законом.

Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера.

Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.

N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Подкуп будет иметь место и в том случае, если предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

Объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.

Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения.

Субъективная сторона незаконной передачи предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает, что передает незаконное вознаграждение за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым управляющим служебным положением, и желает совершить передачу.

Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 204 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 204 УК РФ, но совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Часть 3 статьи 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

Квалифицирующим признаком незаконного пользования услугами имущественного характера следует признавать ее безвозмездность.

Часть 4 статьи 204 УК РФ содержит два квалифицирующих признака получения предмета коммерческого подкупа: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с вымогательством.

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://legalquest.ru/ugolovnoe-pravo/poluchenie-vzyatki-dacha-vzyatki-kommercheskij-podkup.html

Анализ и оценка прокурором материалов уголовных дел о взяточничестве

Взятка: что это такое и каковы последствия?

М. А. ГРИГОРЬЕВА

Максимально качественный анализ и оценка прокурором материалов уголовного дела о взяточничестве(1) в значительной степени зависит от знания им совокупности обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании данных деяний.

В ходе расследования получения взятки, дачи взятки и посредничества во взяточничестве установлению подлежат три группы обстоятельств.

К первой группе обстоятельств, подлежащих установлению, относятся: субъекты взяточничества, факты, подтверждающие виновность субъектов преступления, форма их вины и мотивы противоправного деяния, а также обстоятельства, влияющие на характер и степень виновности указанных лиц.

Во вторую группу обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании взяточничества, входят способ взяточничества, предмет взяточничества, место и время совершения преступления.

Третью группу образуют обстоятельства, способствовавшие совершению взяточничества, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, а также обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 1041 УК РФ, получено в результате совершения преступления, является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для финансирования организованной группы.

Указанные группы подлежащих установлению обстоятельств могут быть положены в основу криминалистической программы изучения прокурором материалов уголовных дел о взяточничестве, которая включает следующие вопросы(2).

1. Установлены ли следствием субъекты взяточничества, а также факты, подтверждающие виновность субъектов преступления, форму их вины и мотивы противоправного деяния, а также обстоятельства, влияющие на характер и степень виновности указанных лиц.

1.1. Субъект получения взятки (взяткополучатель).

1.1.1. Правовой статус взяткополучателя, иными словами, является ли взяткополучатель: должностным лицом, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления.

1.1.2. Круг служебных полномочий или должностное положение взяткополучателя:

за выполнение каких конкретно служебных действий (бездействие) получена взятка;

входят ли названные действия (бездействие) в круг служебных полномочий взяткополучателя, не относятся ли они к профессиональной деятельности взяткополучателя;

не являются ли действия (бездействие), за которые получена взятка, незаконными;

Стр.72

не получена ли взятка за способствование взяткополучателем в силу его должностного положения совершению другими лицами действий (бездействия);

мог ли взяткополучатель в силу своего должностного положения способствовать действиям (бездействию) других лиц в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.

1.1.3.

Соблюден ли порядок наделения взяткополучателя служебными полномочиями — кем, когда и в установленном ли порядке лицо было назначено на занимаемую должность либо уполномочено временно или по специальному полномочию осуществлять функции представителя власти либо выполнять организационно-распорядительный или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

1.1.4. Когда должностное лицо (взяткополучатель) приступило к выполнению своих должностных обязанностей, не истек ли срок временного исполнения им обязанностей должностного лица; находился ли взяткополучатель на службе во время получения взятки, если нет, то по какой причине.

1.1.5. Характеристика личности взяткополучателя:

фамилия, имя, отчество, место жительства, возраст, образование, семейное положение, состояние здоровья, вменяемость;

поведение в быту, характер взаимоотношений с подчиненными, коллегами, руководством, связи субъекта, характерное времяпрепровождение, хобби, увлечения и т. п.);

факт занятия взяткополучателем деятельностью, разрешенной для должностных лиц (научной, преподавательской, творческой);

финансовое состояние взяткополучателя (доходы и имущество должностного лица и его семьи, подтвержденные расходы, соотношение полученных доходов и произведенных расходов);

личные и иные внеслужебные связи должностного лица;

допускались ли взяткополучателем ранее нарушения служебного долга, налагались ли на него взыскания либо имелись заслуги;

привлекался ли ранее взяткополучатель к иным формам ответственности (административной, дисциплинарной).

1.1.6. Характер взаимоотношений взяткополучателя с взяткодателем, посредниками во взяточничестве.

1.1.7.

Осознавал ли взяткополучатель, что он лично или через посредника получает взятку за выполнение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц конкретных действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия взяткополучателя, либо он в силу служебного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, и желал ли получить взятку.

1.1.8. Каким мотивом руководствовался взяткополучатель (желал получить материальную выгоду либо избавиться от материальных затрат или фактически получил материальную выгоду либо избавился от материальных затрат); в чем конкретно выразилась полученная (желаемая) материальная выгода либо от каких конкретно материальных затрат избавился, желал избавиться.

1.1.9. Каковы мотивы подачи заявления о взяточничестве (если оно подано взяткополучателем).

1.1.10. Имеются ли мотивы для оговора взяткодателя, посредников во взяточничестве.

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k1215.html

Памятка гражданину — «Если у вас вымогают взятку»

Взятка: что это такое и каковы последствия?

Разъяснения и рекомендации гражданину о действиях в случаях вымогательства взятки.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает 3 вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ).

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимущества и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействий) либо представлению получению каких – либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Посредничество во взяточничестве – преступление, связанное с непосредственной передачей взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;

Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, уменьшение процентных ставок по кредиту и т.д.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ВЗЯТКИ:

Ответственность за получение должностным лицом взятки, сопряженное с ее вымогательством предусмотрена п. «б» ч. 5 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За совершение таких преступлений уголовным законом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Примечания:

1. Значительным размером взятки Уголовным кодексом РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей; крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей; особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

В зависимости от размера передаваемой гражданином или получаемой должностным лицом взятки, Уголовным кодексом РФ предусматриваются соответствующие санкции. Чем больше размер взятки, тем суровее наказание.

2. Гражданин, давший взятку, освобождается от уголовной ответственности в случаях если:

— он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;

— имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

— либо после совершения преступления он добровольно сообщил о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

3. Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).

КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ:

— разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что вопрос он может решить только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

— в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

— сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю;

— чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящики стола, папку с материалами, портфель и т.п.;

— вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЯХ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ:

— вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку;

— внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товара и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);

— постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

— поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки;

— не берите инициативу в разговоре на себя, позволяйте потенциальному взяткополучателю сообщить Вам как можно больше информации;

— ни в коем случае не давать взятку.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ СОВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ:

Вам необходимо по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в любой из территориальных правоохранительных органов по месту Вашего жительства или центральные аппараты правоохранительных органов. Например:

— в следственные отделы по городам, районам, межрайонные следственные отделы следственного управления Следственного комитета России по Ростовской области, в следственное управление Следственного комитета России по Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 13/2);

— в районные, межрайонные (городские) отделы (управления) полиции; в Главное управление Министерства внутренних дел по Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 29);

— в районные (городские) отделения (отделы) Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области, в Управление Федеральной службы безопасности по Ростовской области (г.Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 31);

— в районные (городские), межрайонные, специализированные прокуратуры, в прокуратуру Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, д. 11).

О фактах коррупционных проявлений также можно сообщить по «телефонам доверия» вышеуказанных правоохранительных органов.

В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудниками.

Вы вправе прийти на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве взятки, либо написать заявление о факте вымогательства взятки, в котором точно указать:

— кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у Вас взятку;

— каковы суммы и характер вымогаемой взятки;

— за какие конкретно действия (бездействие) вымогается взятка;

— в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ О ФАКТЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

Руководителю (наименование правоохранительного органа)

от Иванова Ивана Ивановича, прож.: г. Ростов-на-Дону, ул. Интернациональная, д. 1, кв. 1

контактный телефон 8 928 123 45 67

Заявление

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/14411/

Судебный вердикт
Добавить комментарий