Возможно ли получение льгот по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности?

Памятки о порядке предоставления гражданам субсидий и льгот по оплате жилых помещений и ЖКУ

Возможно ли получение льгот по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности?

ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» г.Москвы информирует население о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве, (в частности о предоставлении льгот гражданам по оплате взноса на капитальный ремонт).

Часть 1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

1.      Куда обратиться для оформления субсидии?

В Многофункциональный центр предоставления государственных услуг любого района города  Москвы.

  1. Кто имеет право на субсидию?

Право на получение субсидии имеют граждане Российской Федерации (республики Беларусь, Киргизской республики), которые являются пользователями жилых помещений в государственном жилищном фонде, нанимателями жилых помещений по договору найма  в частном жилищном фонде, собственниками жилых помещений, членами жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Доход одиноко проживающих в Москве граждан или семей определенной численности для получения субсидий не должен превышать максимального размера дохода, установленного для данных граждан (семей определенной численности). Таблица максимальных размеров доходов  приведена на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru. (вкладка «О субсидиях» — пункт «Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии …»).

Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

3.      Какие документы представить для оформления субсидии?

Для оформления субсидии необходимо предъявить:

1. документы, подтверждающие гражданство (паспорта  заявителя  и членов его семьи, для несовершеннолетних – свидетельство о рождении);

2. реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;

Кроме того отдельным категориям граждан необходимо представить:

—   работающим: справку о доходах с места работы;

—   учащимся: справку с места учебы с указанием стипендии (если имеется), формы обучения, стоимости обучения (для обучающихся на платной основе).

— в случае отсутствия доходов  – документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия, например, для граждан, имеющих статус безработных,- документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным (в случае отсутствия электронных сведений в ГКУ «ГЦЖС»), документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства.

С перечнем документов, необходимых для оформления субсидии, можно ознакомиться на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru.

4.      От чего зависит размер субсидии? Может ли субсидия изменяться?

Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг зависит от совокупного дохода семьи, количественного состава семьи и фактических начислений по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при переоформлении.

Кроме того, если в летние месяцы вы были в отъезде и тратили немного воды, а у вас стоят приборы учета – то платеж в этом месяце также небольшой. А это значит, что субсидия, которая не должна превышать фактический платеж, могла уменьшиться.

5.      Нужно ли переоформлять субсидию, если в ЕПД появился взнос на капитальный ремонт?

Гражданам, получающим жилищную субсидию, перерасчет субсидии с учетом оплаты взноса на капитальный ремонт сделан автоматически. Обращаться в МФЦ района для переоформления субсидии не надо. Размер субсидии уже пересчитан с учетом взноса на капитальный ремонт.

6.      Где узнать телефон МФЦ?

Единый справочный телефон МФЦ города Москвы: 8 (495) 587-88-88.

7.      Как оформить субсидию при наличии задолженности?

Для решения вопроса о предоставлении субсидии при наличии задолженности по оплате ЖКУ необходимо остановить свой выбор на одном из двух вариантов решения вопроса о погашении задолженности, а именно: погасить имеющуюся задолженность полностью или заключить с управляющей организацией соглашение о ее погашении в рассрочку.

Часть 2. Льготы гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве

Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (льгот) утвержден постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004г. №850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг».

В указанном документе приведен перечень льготных категорий и объем льгот для каждой категории.

Льготы гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.

Льготы гражданам на оплату  жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты при расчете им платежей за эти услуги.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена Жилищным Кодексом Российской Федерации.

К платежам за жилое помещение относятся: плата за содержание жилого помещения, плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для граждан, занимающих жилое помещение государственного жилищного фонда по договору найма; взнос на капитальный ремонт – для собственников жилых помещений.

К платежам за коммунальные услуги относятся плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Льготные скидки с оплаты жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.

Социальные нормы площади жилого помещения для расчета и предоставления гражданам льготных скидок  на оплату жилищно-коммунальных услуг (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами льготы предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения) составляют:

для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;

для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;

для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.

Если льготы на оплату коммунальных услуг предоставляются в пределах нормативов потребления этих услуг, то при расчете льготных скидок учитываются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные постановлениями Правительства Москвы:

от 11.01.1994г.  №41 – отопление, газоснабжение;

Источник: https://horoshevo-mnevniki.mos.ru/improvement/memo-on-the-procedure-for-providing-citizens-with-subsidies-and-benefits-to-pay-for-housing-and-util/

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Возможно ли получение льгот по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности?

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт.

Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям.

Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца.

Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила.

А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

Алиса Фокс

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20181015/289264376.html

Гражданам в зависимости от соотношения их дохода и размера оплаты ЖКУ

Возможно ли получение льгот по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности?

Субсидия – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам.

При каких условиях гражданам предоставляется право на получение субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг?

Субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном условии:         

— наличия гражданства Российской Федерации;

— наличия регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, на оплату которого гражданин обращается за субсидией;

— наличия основания пользования жилым помещением;

— отсутствия задолженности по оплате ЖКУ;

— превышения расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (РСЖКУ), над величиной максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ (МДД -22%) в совокупном доходе семьи (СД).

А для граждан из числа многодетных семей, семей одиноких матерей, семей, имеющих в своем составе получателей пенсии по случаю потери кормильца, одиноко проживающих пенсионеров, семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов,  со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, согласно действующему законодательству в Липецкой области, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ составляет 10%.

Что такое региональный стандарт стоимости жилищно – коммунальных услуг?

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг это  стоимость  жилищно-коммунальных  услуг, соответствующая среднему уровню благоустройства дома в конкретном муниципальном образовании, и рассчитанная с учетом размера  нормативной  площади  жилого помещения, нормативов потребления коммунальных услуг и действующих тарифов.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг утверждается постановлением Липецкого областного Совета депутатов на 1 календарный год.

Кому в зависимости от основания проживания в жилом помещении предоставляется субсидия на оплату ЖКУ?      

Согласно п.3  Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Положена ли  субсидия гражданину, если  он уже пользуется льготой на оплату жилищно-коммунальных услуг?

Право на получение субсидии не зависит от наличия (отсутствия) льготы на оплату жилищно – коммунальных услуг. Однако размер рассчитанной субсидии уменьшается на размер предоставленной льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Если имеется задолженность по квартплате, имеет ли гражданин право на получение субсидии?

Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате ЖКУ, но при этом, действующее законодательство позволяет получить субсидию и гражданам, имеющим задолженность, если заключено соглашение с исполнителями коммунальных  услуг о погашении задолженности.

Когда можно оформить субсидию?

Субсидия предоставляется сроком на шесть месяцев.

При предоставлении заявления и необходимого пакета документов с первого по пятнадцатое число текущего месяца субсидия предоставляется с первого числа этого месяца, а при предоставлении необходимых документов с 16-го числа до конца текущего месяца — с первого числа следующего месяца. По истечении периода, на который субсидия предоставлялась, гражданин вправе обратиться за последующим предоставлением субсидии.

На основании каких документов уполномоченным органом принимается решение о предоставлении гражданину субсидии?

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам назначается на основании следующих документов:

  1. Копий документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;
  2. Копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением;
  3. Документов, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;
  4. Документов, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи (справки о заработной плате, справки об алиментах, пенсии, пособий, стипендии, из центра занятости и др.) за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления;
  5. Документов, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  6. Копий документов, подтверждающих право заявителя и членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
  7. Копий документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

Однако, обращаем внимание: для  определения перечня документов заявителю необходимо проконсультироваться со специалистами органов социальной защиты населения.  

Если гражданин не имеет возможности лично обратиться за предоставлением субсидии, каким образом можно предоставить документы?

Документы, необходимые для предоставления гражданам субсидий, могут направляться в органы социальной защиты населения по почте. При этом копии документов, направляемые по почте, должны быть нотариально заверены. Днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом.

Также документы могут быть представлены:

— уполномоченными лицами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— законными представителями несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Как определяется размер субсидии?

Размер субсидии (РС) определяется по формуле: РС = РСЖКУ х n– ММД х СД,  где

РСЖКУ — размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг;

n – количество лиц, входящих в состав семьи заявителя;

ММД – региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату  жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи —  22% , либо 10% (для граждан из числа многодетных семей, семей одиноких матерей, семей, имеющих в своем составе получателей пенсии по случаю потери кормильца, одиноко проживающих пенсионеров,  семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума);

СД – совокупный доход семьи.

Для граждан, имеющих средний совокупный доход семьи, ниже или равный величине прожиточного минимума, размер субсидии определяется с учетом поправочного коэффициента, равного отношению дохода семьи к величине прожиточного минимума.

Согласно действующему законодательству, рассчитанный размер субсидии не должен превышать фактических затрат граждан  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.    

Как определяется совокупный доход семьи?

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

При исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Источник: http://szn.lipetsk.ru/iblock/socpodderjka/subsidii_na_oplatu_zhilogo_pomeshhenija/e/grazhdanam/

Вс рф: субсидия на оплату жкх может быть назначена и должникам, если причины долга заслуживают внимания

Возможно ли получение льгот по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности?

Отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за имеющихся долгов по оплате ЖКХ возможен только после изучения причин, по которым образовалась эта задолженность, и если эти причины не являются уважительными (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).

К такому выводу пришел ВС РФ, разбирая спор между челябинским управлением соцзащиты и хозяйкой однокомнатной квартиры: дама обратилась в собес за назначением ей субсидии на оплату жилья и ЖКХ, но получила отказ из-за «висевшего» на ней долга по ОДН и установке общедомового счетчика холодной воды.

Дама объяснила, что спорная сумма начислена ей незаконно, вопреки нормам Жилищного кодекса, она с этим «долгом» категорически не согласна и оплачивать его, разумеется, не собирается.

На управление соцзащиты это не произвело никакого впечатления, и тогда дама обжаловала отказ в суде.

Районный, а затем и областной суды встали на сторону собеса:

Дополнительно областной суд коснулся обстоятельств начисления спорной задолженности, и даже пришел к выводу, что спорный платеж начислен верно и согласуется с нормами ЖК РФ, да и в суд с оспариванием этого долга истица не обращалась. А значит, задолженность возникла у истца в связи с несогласием оплачивать долг, а не по каким-либо иным причинам.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посмотрела на дело иначе:

  • субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки граждан, ведь Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Региональные субсидии в Челябинской области также установлены в целях соцподдержки отдельных категорий малоимущих граждан при проведении реформы ЖКХ (постановление Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. № 61-П);
  • субсидия предоставляется, если жилищно-коммунальные расходы граждан, рассчитанные с применением региональных стандартов жилплощади и стоимости ЖКУ, превышают максимально допустимый порог расходов в совокупном доходе семьи (п. 1 ст. 159 ЖК РФ);
  • Порядок определения размера субсидий, их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления и т. п. устанавливаются Правительством РФ (п. 7 ст. 159 ЖК РФ). В региональном челябинском нормативном акте о субсидиях указано, что субсидии предоставляются в порядке и на условиях, определенных федеральным Порядком;
  • этим Порядком предусмотрено (п. 56 Правил), что предоставление субсидий может быть приостановлено при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилье или ЖКУ в течение 2 месяцев или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности;
  • но при этом субсидии сначала всего лишь приостанавливают на месяц (п. 57 Правил), с обязательной целью выяснить, каковы причины возникновения (непогашения) указанной задолженности. И если выяснится, что долги появились по причинам уважительным (стационарное лечение, смерть близких, задержка зарплаты и другие), то предоставление субсидий должно быть возобновлено (п. 58 Правил);
  • следовательно, решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилья и комуслуг. А если эти долги образовались по уважительным причинам, то отказать гражданину в предоставлении субсидии нельзя. Потому что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на оплату ЖКХ, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом. И само по себе наличие у гражданина «коммунального» долга не может служить безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении;
  • указанная правовая позиция изложена также в п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»;
  • из материалов дела следует, что сам челябинский собес причины задолженности не выяснял, их уважительность не устанавливал,
  • а значит, и у суда не было основания для выводов о том, что у собеса были основания отказать в назначении субсидии.

Дополнительно Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отмела довод апелляционной инстанции о том, что спорный долг возник в связи с несогласием оплачивать водоснабжение на ОДН и установку общедомового счетчика, а не по каким-либо иным причинам: по мнению ВС РФ, довод сделан без установления и исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1221159/

Льготы на коммуналку: россиян не спросят о долгах

Возможно ли получение льгот по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности?

Депутаты Государственной думы РФ приняли в окончательном третьем чтении проект закона, который с 2021 года позволяет гражданам России, имеющим право на получение компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги, не собирать документы, доказывающие отсутствие у них долгов по оплате ЖКХ.

Речь не идет о том, чтобы простить долги по ЖКХ или списать их.

В законе сохраняется положение о том, что «субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года».

«Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы», — говорится в тексте закона.

«Почему сегодня сдвинули чуть ли не на два года, на 1 января 2021 года? А потому, что Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) еще в полной мере не заработала», — объяснил заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Павел Качкаев. Правда, и сегодня регионы обладают достоверной информацией.

Депутат объяснил, какие семьи имеют право претендовать на компенсацию.

«Любая семья, у которой расходы на жилищно-коммунальные услуги в зависимости от региона превышают, например, в Москве это 10% дохода, а по России стандартно 22% дохода (базовая величина федерального законодательства), может претендовать на компенсацию», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

По словам Качкаева, в основном речь идет о семьях с малым достатком, а также многодетных. До принятия закона они должны были самостоятельно раз в шесть месяцев собирать справки, доказывающие, что у них отсутствуют долги на жилищные и коммунальные услуги.

Сегодня решение о предоставлении или отказе в субсидии принимают в течение 10 рабочих дней, напомнил эксперт рабочей группы Качество жизни Общероссийского народного фронта (ОНФ) Арсений Беленький. Он также добавил, что субсидия начисляется на шесть месяцев, после чего людям нужно заново подать заявление и пакет документов.

«Кому это нужно? У нас есть ГИС ЖКХ, во многих регионах системы, где четко учитывается, есть ли у людей долги или нет. Можно просто по электронной почте обменяться данными», — добавил Качкаев.

«Есть случаи, когда граждане лишаются права на получение субсидий на оплату услуг ЖКХ из‑за ошибок управляющих компаний, предоставивших недостоверные данные об имеющихся у них долгах.

Люди вынуждены ездить по различным учреждениям и доказывать отсутствие задолженности», — приводятся на сайте Госдумы слова председателя Государственной Думы Вячеслава Володина.

Спикер Госдумы также обратил внимание, что речь идет о таких категориях граждан, как малообеспеченные семьи и одинокие пенсионеры.

Теперь орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение самостоятельно должны запрашивать в установленном порядке сведения, которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. «Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается», — сказано в тексте закона.

«Принятые изменения, действительно, могут облегчить части населения процесс получения субсидий.

Разумно то, что государство будет самостоятельно запрашивать необходимую информацию, а не отправлять заявителя за очередными справками.

Единственное, что может затянуть оперативность получения субсидии, это то, что в законопроекте отсутствует механизм получения указанной информации», — сказал Беленький.

По его словам,

когда не прописан алгоритм, по которому один чиновник запрашивает, а другой предоставляет информацию, возможны существенные проволочки и неактуальность полученной информации.

Эксперт ОНД также отметил, что закон позволяет по решению субъекта начислять субсидию напрямую ресурсоснабжающим организациям, что сократит расходы на перечисления денег и будет способствовать сокращению дебиторской задолженности в отрасли ЖКХ.

В пресс-служба Минстроя «Газете.Ru» пояснили, что закон позволит гражданам, претендующим на льготы и компенсации за жилищно-коммунальные услуги, не доказывать, что у них нет непогашенной задолженности, им больше не нужно будет получать соответствующие справки в управляющих и ресурсоснабжающих компаниях.

«Орган, предоставляющий субсидию, информацию об имеющихся задолженностях будет получать через систему ГИС ЖКХ, а единственным документом, подтверждающим наличие долга, будет только вступивший в силу судебный акт. Эта норма заработает с 1 января 2021 года. Таким образом мы исключили все возможные манипуляции со стороны поставщиков услуг и освободили граждан от ненужной волокиты», — отметили в ведомстве.

При этом, уже со следующего года, законопроект дает субъектам Российской Федерации принять решение о том, что субсидии будут перечисляться не гражданам, а напрямую за жилищно-коммунальные услуги соответствующим УК и РСО. Это позволит обеспечить целевое расходование субсидий и повысит уровень собираемости платежей, добавили в Минстрое.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2018/11/06/12048967.shtml

Информация Министерства соцзащиты Хабаровского края: Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Возможно ли получение льгот по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности?

Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Вопрос: Кто имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Ответ: Право на субсидию имеют члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники, наниматели и пользователи жилых помещений, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения, превышают 22 процента от совокупного дохода семьи. Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Вопрос: Какие документы необходимы для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Ответ: Субсидия назначается на основании заявления и документов:

—      удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

—      содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий обращению (квитанции).

—      подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, за 6 месяцев до месяца обращения.

—  копий документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (удостоверение ветерана труда, справка об установлении инвалидности и др.);

—   копий документов на жилое помещение, в котором заявитель и члены его семьи зарегистрированы по месту постоянного жительства (договор найма, приватизации, свидетельство о праве собственности и др.);

—      копий документов, подтверждающих отнесение лиц, проживающих совместно с заявителем, к членам его семьи

—       копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации;

—    документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

Не заверенные копии документов предъявляются с оригиналом, подтверждающим их подлинность.

Вопрос: Куда следует обращаться за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Ответ: За предоставлением субсидии следует обращаться в краевые государственные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения по месту жительства, а также в филиалы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Хабаровского края, адреса которых можно получить по бесплатному телефону: 8 800 100 4212 .

Кроме того заявление о назначении субсидии граждане могут подать на Портале государственных  и муниципальных услуг Хабаровского края.

Вопрос: На какой срок предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Ответ: Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. По окончании указанного срока гражданин вправе обратиться за новым предоставлением субсидии с приложением всех необходимых документов.

Вопрос: Имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Возможно ли получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Ответ: Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Таким образом, для назначения субсидии необходимо погасить имеющуюся задолженность либо заключить соглашение по ее погашению.

Соглашение по погашению задолженности заключается с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Вопрос: Предоставляется ли субсидия на приобретение твердого топлива в домах с печным отоплением?

Ответ: Приобретение твердого топлива при наличии печного отопления относится к оплате за коммунальные услуги, поэтому граждане вправе обращаться за предоставлением субсидии, в том числе и на приобретение твердого топлива.

Вопрос: Когда следует подать заявление на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для ее назначения на отопительный период?

Ответ: Для назначения субсидии на отопительный период с заявлением и документами можно обращаться с 16 сентября.

Начальник отдела

организации и методологии выплат

пособий и иных социальных выплат 

министерства  социальной защиты

населения Хабаровского края                                                 В.Я. Подлубная

Источник: http://r27.fss.ru/98633/109270.shtml

Судебный вердикт
Добавить комментарий