Трудоустройство инвалидов

Трудоустройство инвалидов в Казахстане

Трудоустройство инвалидов

Организация экономического сотрудничества и развития представила Казахстану рекомендации по развитию программ занятости в рамках двухлетнего проекта «Обзор политик, ориентированных на три группы: молодежь, пожилые работники и защита уязвимых групп населения».

Как пояснил вице-министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов, этот проект основывается на работе ОЭСР за последнее десятилетие в области занятости молодежи, лиц предпенсионного возраста и целевой социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.

Глава директората по занятости, трудовым и социальным отношениям ОЭСР Стефано Скарпетта, представляя итоговый доклад, отметил, что в решении проблем безработицы казахстанское правительство уже достигло больших успехов, поэтому сегодня необходимо сместить фокус на другие аспекты этой работы.

Так, считает эксперт, «проблема не в количестве рабочих мест, их достаточно создается в Казахстане».

«Проблема в качестве этих рабочих мест. Это возможность карьерного роста, это заработная плата, это возможности которые они дают работникам», – подчеркнул он.

Также нужно сосредоточиться и на квалификации работников, не только увеличивая уровень дохода безработных, но и повышая их компетенцию, чтобы они были устойчивы на современном рынке труда.

Господин Скарпетта отметил, что для трудоустройства молодежи необходимо оценить не только состояние рынка труда, но и уровень квалификации молодых соискателей работы.

«Многие молодые люди могут легко найти работу, и у многих серьёзные проблемы, у них низкая квалификация. Работодатели даже не знают, что они получат, наняв такого молодого человека», – объяснил он. При этом эксперт заметил, что в Казахстане отмечен низкий уровень регистрации молодежи в государственной службе занятости.

Проблема в том, что многие молодые люди считают, что государственная служба занятости им не поможет. При этом господин Скарпетта подчеркнул, что подобная ситуация есть не только в Казахстане, но и во многих странах ОЭСР. Второй принципиально важный блок трудового рынка – это пожилые работники.

Эксперт ОЭСР полагает, что сегодня необходимо усиливать их занятость, создавая стимулы для участия пожилых людей на рынке труда.

«Очень низкая пенсия в Казахстане, коротий возраст дожития, поэтому мало стимулов оставаться на рынке труда. Люди могут выйти на пенсию и перейти в какой-то теневой неофициальный сектор, и это еще одна проблема.

Переход к новой системе пенсионных накоплений, может быть, даже простимулирует работников дольше оставаться на рынке труда», – констатировал эксперт.

По его мнению, еще одним стимулом могут стать определенные финансовые или налоговые льготы для людей, работающих уже после выхода на пенсию. «Нужно усиливать занятость пожилых людей, создавать стимулы для групп этих работников участвовать на рынке труда.

Также нужно работать с работодателями, чтобы они нанимали и удерживали на работе пожилых работников», – подчеркнул он.

Еще один значимый вопрос – это трудоустройство людей с ограниченными возможностями. В Казахстане это проблемный вопрос – сегодня работают порядка 30% инвалидов.

Здесь ОЭСР предлагает работать с работодателями, чтобы они создавали условия труда, адаптированные для людей с ограниченными возможностями.

«Например, ряд стран снимают нагрузку с работодателя», – пояснил господин Скарпетта. При этом в работе с инвалидами «фокус необходимо сместить с того, что они не могут, на то, что они делать могут».

В свою очередь, вице-министр труда констатировал, что, несмотря на принимаемые меры, проблемы еще остаются, в частности, «сохраняется формальная занятость и скрытая безработица».

«У нас есть люди, которые работают, но они получают зарплату в конвертах. Есть большая доля людей, которые относятся к самозанятому населению, но они имеют очень маленький доход, то есть они непродуктивно самозанятые.

По статистике, из двух миллионов работников самозанятых порядка 300 тысяч, но мы в министерстве провели очень большой опрос, мы считаем, что непродуктивно самозанятых в стране больше.

Более миллиона человек, может, по терминологии они самозанятые, но с общечеловеческой позиции – это люди, которым требуется работа, постоянный источник дохода», – сказал господин Нурымбетов. При этом реформирования требует и работа центров занятости. Вице-министр подчеркнул, что работа в этом направлении уже начата.

«Мы хотим, чтобы они были ориентированы прежде всего на работодателя, на получение качественных вакансий. С другой стороны, мы должны совершенствовать работу с соискателями. Если вы ищете, то вы должны эту работу найти, – объяснил он.

– Например, в прошлом году работодателями представлено в центры занятости 544 тысячи вакансий, о которых знает Центр занятости, но не знает население. Знают только те, кто обратился в центры занятости. С другой стороны, 518 тысяч человек в прошлом году обратились в центры занятости, которым предлагались эти вакансии.

Но о том, что столько человек ищут работу, не знают работодатели, не знают частные агентства занятости. Поэтому мы сегодня проводим огромную реформу, мы меняем стандарты работы центров занятости. С другой стороны, мы создаем электронную биржу труда, где вакансии будут доступны для всего населения, а безработные соискатели будут доступны для работодателя. Это будет очень большая доступная информация». Напомним, что, согласно заявленным планам, электронная биржа труда должна начать работать в полном объеме уже до конца текущего года.

Ирина Севостьянова

Правила игры Правила игры АПК Страна Стиль жизни Страна

Источник: https://inbusiness.kz/ru/news/dlya-raboty-nuzhen-stimul

Трудоустройство инвалидов

Трудоустройство инвалидов

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств.

В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
                    В соответствии со ст.

1,  ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” , инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты.

При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

                          Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. В поиске работы инвалиды испытывают определенные трудности по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

                          Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость.

Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства.

Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;

2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений    инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида.

В России трудоустройство инвалидов – дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64  ТК РФ . Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки.

Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду–претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях  ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ . В ст.

21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации.

Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями.

Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать                    рабочие                            места                              для                данной  категории                      лиц.

Согласно ст. 22  ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»   работодателю надлежит создать специальные рабочие                          места,                              приспособленные                        для                работы инвалидов.

Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами.
В ст. 23  федерального закона № 181-ФЗ   указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым      относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и  ст.

92   ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты. — Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).

— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.

Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то, что в соответствии со  ст. 99   ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч.

и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время.

Более того привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов

Источник: http://elista.bezformata.com/listnews/trudoustrojstvo-invalidov/60587119/

Трудоустройство инвалидов: не запутаться в справках

Трудоустройство инвалидов
В мире более 10% населения являются инвалидами, или «гражданами с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), как чаще принято их называть. В России более 12 миллионов граждан с ОВЗ, из них около 3,7 миллиона инвалидов трудоспособного возраста. Из них работает всего 1 млн человек.

В рамках госпрограммы «Доступная среда» к 2020 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности в России должна составить 40%.

Пока по количеству трудоустроенных людей с ОВЗ лидирует Санкт-Петербург (42%), Ленинградская и Московская области (38%), Белгородская, Калужская и Липецкая области (по 35%, 35% и 34 % соответственно).

Кто такие инвалиды и как им помогает государство

В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Согласно закону: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” причинами инвалидности признаются: общее заболевание, инвалидность с детства, трудовое увечье профессиональное заболевание, заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы. Инвалиды третьей группы признаются способными к выполнению трудовой деятельности «при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности», инвалиды второй группы – способными «к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств», инвалиды первой группы признаются неспособными к трудовой деятельности. В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него первой группы инвалидности. Людям с ОВЗ предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;

  • Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

  • Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

  • Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Одним из основных направлений поддержки граждан с ОВЗ является профессиональная реабилитация, включающая профориентацию, психологическую поддержку профессионального самоопределения, обучение или переобучение; повышение квалификации, содействие трудоустройству, квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, профессионально-производственную адаптацию.

Обязанности работодателя по трудоустройству инвалидов

Отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ. Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу. Инвалиду-претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности. В ст. 21 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 закреплена обязанность работодателей, в компаниях, где численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:

  • Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов II и III групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты. 
  • Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней. Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа. Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ. Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медицинским заключением.

Особенности приема инвалидов на работу

Источник: http://protrud.info/articles/trudovye-otnosheniya/trudoustroystvo-invalidov-kak-ne-zaputatsya-v-spravkakh.php

За трудоустройство инвалидов и многодетных работодателям хотят предложить льготы

Трудоустройство инвалидов

Около 1, 5 миллиона многодетных семей, 12 миллионов инвалидов, малоимущие, беженцы и другие нуждающиеся в поддержке граждане станут объектом деятельности социальных предпринимателей.

Это предполагает правительственный законопроект, который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в середине мая.

О его особенностях и целях размышляли депутаты и эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

Кого из бизнесменов будут считать «социальным»

Мировой опыт свидетельствует, что в развитых странах около 25 процентов предпринимателей относятся к категории социальных. В нашей стране таковых значительно меньше — по данным Агентства стратегических инициатив, не более одного процента, а их вклад в валовый внутренний продукт составляет всего около 0,56 процента.

Эта диспропорция, считает Дмитрий Сазонов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, во многом следствие того, что юридический статус социального предпринимателя, равно как и перечень общественно значимых видов деятельности, до последнего времени не был определён и закреплён законодательно.

Дмитрий Сазонов. ПГ/Игорь Самохвалов

Законопроект Правительства ликвидирует эту правовую лакуну, систематизирует и классифицирует соответствующие направления экономической активности. Но не только: описаны в правовых терминах и социально уязвимые категории граждан, на защиту или поддержку которых должно быть направлено социальное предпринимательство.

Предусмотрены и вполне конкретные меры, призванные поддержать этот особый вид бизнеса: прежде всего, намечено выделять квоты при участии социальных предпринимателей в конкурсах на закупку товаров или услуг, проводимых компаниями с государственным участием, а также предоставлять льготные ставки аренды недвижимости, кредиты под пониженный процент и создавать другие экономические стимулы. Важнейшим критерием, в соответствии с которым бизнесмен получит статус социального и будет внесён в особый реестр Минфина, станет кадровый состав того или иного малого или среднего предприятия — не менее половины работников должно иметь статус общественно не защищённых, а фонд их зарплаты не может быть меньше 25 процентов от общего.

Категории таких граждан перечислены в законопроекте: инвалиды, многодетные родители, родители детей-инвалидов, беженцы, освободившиеся из мест лишения свободы и некоторые другие. Таким образом, по предварительным подсчётам, может быть создано до миллиона рабочих мест без прямых бюджетных инвестиций. 

Работаешь для общества — получи льготу

Новшество, которое также намечено законодательно ввести, поддержав социальный бизнес, — введение сертификатов на покупку товаров и услуг для общественно уязвимых категорий населения.

Получив такой документ на определённую сумму, гражданин предъявляет его предприятию или фирме, зарегистрированной в реестре Минфина в качестве социальной, и получает услугу или товар, которые поставщику в конечном итоге оплачивает местный или федеральный бюджет. 

Ольга Павлова. ПГ/Игорь Самохвалов

Но как определить, какой вид деятельности необходимо считать общественно значимым? Ольга Павлова, член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, уверена, что перечень должно определять Правительство, но в любом случае надо расширять номенклатуру соцуслуг, ощутимо увеличив число социальных предпринимателей, как делают в Татарстане. 

Где взять деньги на экономические льготы и преференции? Как ни странно, особых запросов на финансовые вливания у социальных предпринимателей нет, если судить по размышлениям Натальи Перязевой, учредителя пансионата для пожилых и яслей-сада в Подмосковье. По её словам, кредиты сегодня не очень актуальны для большей части социального предпринимательства: прибыли невелики и не дают возможности рассчитываться по коммерческим ставкам даже с учётом поддержки государства.

Наталья Перязева. ПГ/Игорь Самохвалов

Гораздо востребованнее имущественная поддержка: льготная аренда производственных площадей либо преференции по налогу на недвижимость.

Социальный бизнес по определению малодоходен и может быть минимально прибылен только за за счёт больших оборотов.

С этой позиции, считает Перязева, крайне актуальна информационная поддержка в средствах массовой информации и формирование благожелательного отношения в обществе к социальному предпринимательству — особой категории в бизнесе.

Законопроект оставляет простор для его совершенствования, резюмировал Дмитрий Сазонов, однако сегодня фактор времени становится решающим: необходимо легализовать основные юридические принципы социального предпринимательства как можно быстрее, а затем совершенствовать правовую базу исходя из конкретных результатов. По словам депутата, третье чтение в Госдуме предполагается провести к 26 мая — международному Дню предпринимателя. 

Источник: https://www.pnp.ru/social/za-trudoustroystvo-invalidov-i-mnogodetnykh-rabotodatelyam-khotyat-predlozhit-lgoty.html

Судебный вердикт
Добавить комментарий