Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

Особенности государственной социальной поддержки семей с детьми-инвалидами

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; СЕМЬЯ; ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ; ГАРАНТИИ; SOCIAL SUPPORT; SOCIAL SECURITY; FAMILY; CHILDREN WITH DISABILITIES; GUARANTEES.

Аннотация: В статье рассматривается государственная социальная политика по поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучены основные гарантии, которые предоставляет государство таким семьям.

На сегодня особую социально-демографическую группу образуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Их объединяют общие запросы, потребности и интересы, реализация которых позволяет им наиболее полно интегрироваться в общественную жизнь.

В большинстве случаев уровень материальной обеспеченности в семьях, имеющих такого ребенка, оказывается гораздо ниже, чем в других семьях. Причины бывают различными, например, это может быть связано с оформлением сокращенного рабочего дня, сменой работы, нередко — с потерей заработной платы.

Государственная социальная политика предусматривает различные гарантии для поддержания детей и помощи в преодолении трудностей, с которыми они ежедневно встречаются. Данные гарантии реализуются посредством системы социального обеспечения и социального обслуживания семей с детьми, имеющими статус инвалидов.

Так, например, на федеральном уровне дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию. С 01.04.2016 г. сумма составляет 11903,51 руб. Важно отметить, что пенсионные выплаты подлежат индексации не реже 1 раза в год (ежегодно с 1 апреля).

С 01 02 2016 г. после очередной индексации максимальный размер ежемесячной выплаты на ребенка с инвалидностью составляет 2397,59 руб. Минимальный размер ЕДВ при получении НСУ в натуральной форме составляет 1402,36 руб.

Набор специальных услуг включает в себя обеспечение лекарствами по рецептам, медицинскими препаратами, лечебными продуктами питания для детей, что составляет 766,55 руб.

Однако не является тайной, что реальная стоимость приобретаемых лекарств и лечебных продуктов питания при заболеваниях гораздо выше, чем установленная денежная сумма.

Не исполняется в полном объеме и предоставление социальной услуги в части обеспечения детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, а денежные средства для путевки на санаторно-курортное лечение составляет 118,59 руб.

Государством предусмотрена такая выплата, как бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и домой, составляющая всего 110,09.

Важно отметить, что обеспечение самых базовых потребностей ребенка-инвалида с учетом имеющихся у него проблем здоровья требует больших материальных затрат, чем содержание и воспитание здоровых детей. Потребительская корзина ребенка-инвалида выходит значительно дороже потребительской корзины его здорового сверстника.

Из приведенных выше данных совершенно ясно, что уровень жизни семей с детьми-инвалидами гораздо ниже. Значительное количество семей данной категории живут за чертой прожиточного минимума.

В силу различных причин, в том числе и материальных трудностей, они не могут обеспечить своим детям качественного лечения, достойного уровня образования.

Выплачиваемые пенсии и пособия не способны полностью покрыть все необходимые затраты на содержание ребенка.

Государственная социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор построена на приоритете «изъятия» из семьи и общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях.

Государство продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семей с детьми-инвалидами.

Так средняя стоимость содержания ребенка в интернате в 5-7 раз превышает совокупные пенсии и пособия, выплачиваемые на ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье [5, с. 27].

Таким образом, на сегодняшний день положение государственной социальной поддержки детей-инвалидов в нашей стране находится на недостаточно высоком уровне.

Чтобы изменить существующее положение недостаточно одного финансирования, немаловажную роль играют личные качества людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Однако не только государство и общество, но и сами инвалиды должны проявлять инициативу.

Создавая общественные организации, движения, они тем самым заявляют о возможности вести активный образ жизни, несмотря на ограниченные возможности, помогают самореализоваться и развить свой потенциал другим инвалидам [4, с. 11].

Основные нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

В работе рассмотрены основные проблемы, связанные с нарушением прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

При этом особое внимание уделено вопросам, характеризующим нарушения в сфере реализации конституционных прав на здоровье, на жизнь, на воспитание в семье, на получение образования.

Приведены статистические данные и проанализированы причины сложившейся ситуации.

Ключевые слова:нарушения прав, дети, инвалиды, ограниченные возможности, инвалидность, соблюдение прав, социальная защита, социальная работа.

Уровень развития общества и его состояние неразрывно связаны с политикой в отношении детей, ведь для защиты их прав необходимы специфические механизмы. Особо в этом нуждаются представители одной из самых социально не защищенных групп населения — дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Российской Федерации в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья система государственных мер не соответствует в полной мере необходимой политике, принятой в Конвенции ООН о правах ребенка.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет за детьми с ограниченными возможностями право на социальную защиту, т. е.

на систему экономических и правовых мер, гарантированную государством, а также на меры социальной поддержки, которые обеспечивают детям с ограниченными возможностями здоровья условия для преодоления и замещения ограничений их жизнедеятельности.

Основной целью всех этих мер является создание детям с ограниченными возможностями равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Помимо основных, гарантированных российским законодательством, прав, которые являются общими для всех детей (право на жизнь, на получение бесплатной медицинской помощи, на воспитание в семейном окружении, на образование, право не подвергаться жестокому обращению), дети-инвалиды имеют права на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети с ограниченными возможностями имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией и прочими законодательными актами Российской Федерации.

Тем не менее, особую озабоченность вызывают нарушения конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема соблюдения прав детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации неоднократно рассматривалась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка; в сведениях по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка; в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации»; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации «Об исполнении законодательства по социальной защите детей-инвалидов» (2002 год); в обращениях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (2006 год) [1, с.7].

Также удручающей выглядит тенденция, связанная с тем, что на протяжении последних лет, основные проблемы в сфере реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, даже несмотря на их общественную огласку, тем не менее, не решены до настоящего времени.

Среди основных причин сложившейся ситуации следует отметить традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи, когда предпочтение отдается семье, в которой появился ребенок с ограниченной возможностью здоровья, а лишь потом — приемной или опекунской. Также необходимо указать такую немаловажную причину как неисполнение государственными органами норм действующего законодательства в части реабилитации и образования детей с ограниченными возможностями. Среди причин ситуации ухудшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать и непроработанность механизмов реализации законов, которые регламентируют эту сферу, а также лишение возможности обращения в негосударственные организации, которые могут как дополнять государственную систему помощи детям с ограниченными возможностями, так и порой заменять ее.

Собственно говоря, необходимо отметить, что, несмотря на имеющуюся законодательную базу в отношении детей с ограниченными возможностями, список нарушений их прав на данный момент достаточно значителен.

О нарушении конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на жизнь и право воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: число стационарных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2013 год составило 1155 учреждений, в которых находится на постоянном проживании 137,6 тыс. детей [2].

Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013 году составило 580 тыс. [3], другими словами, около 23 % детей-инвалидов лишены семейной среды, воспитываются вне семей. При этом необходимо сделать особый упор на саму долю постоянно проживающих в учреждениях интернатного типа детей с ограниченными возможностями, которые имеют отклонения в психическом развитии.

Их доля достигает 30 %, и в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Основная причина наблюдаемого положения дел — сложные социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми с ограниченными возможностями.

Также одна из основополагающих причин данной ситуации, когда дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и проживают на постоянных условиях в учреждениях интернатного типа, — государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития.

Она, как правило, стоится на изъятии их из общества, определения и содержания в закрытых стационарных учреждениях.

Такая политика является приоритетной на данный момент, когда государство субсидирует и поддерживает систему интернатных заведений в большей мере, чем оказывает поддержку семьям или другим семейным формам устройства детей с ограниченными возможностями здоровья. Для сравнения необходимо привести статистические данные.

Средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет порядка 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, проживающего в семье — 1596 рублей, что в 8 раз меньше [4]. Фактически, если взять ежемесячное пособие на ребенка, проживающего в семье, то доля прожиточного минимума ребенка, которая покрывается этим пособием, составляет на данный момент не более 3 %.

Помимо этого, некоторым категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с расстройствами нервной системы и психики, с множественными врожденными нарушениями, отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также не предоставляют услуги в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на то, что за последние годы количество таких центров по России резко возросло, их количество все еще недостаточно, они призваны оказывать услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, по реабилитации и адаптации. Но нормативные документы, регламентирующие работу данных центров, в большей степени, направлены на помощь детям с минимальными нарушениями, а дети с более тяжелыми формами инвалидности чаще сталкиваются с отказом в предоставлении услуг по реабилитации и адаптации.

Таким образом, родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с невозможность получить для своих детей коррекционно-педагогические услуги.

В результате обращения в психолого-медико-педагогические комиссии, они, как правило, получают рекомендации передать ребенка в учреждения интернатного типа, на попечение государства.

Хотя право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации [5] и распространяется на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, лишенных возможности воспитания в семье.

Для того, чтобы реализовать это право необходимо развивать различные формы альтернативного семейного устройства для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые определены в интернатные учреждения для их лучшей адаптации и реабилитации.

Среди основных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации необходимо также особо выделить нарушение права на образование, которое предусматривает, что все дети, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получении образования, социальную интеграцию и реабилитацию. Эти права закреплены Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами, Конвенцией ООН о правах ребенка.

Наибольшая эффективность в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья была выявлена в результате интегрированного образования — процесса совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и без них в образовательных учреждениях общего типа.

Реализация интегрированного образования остро необходима, так как является гуманистической альтернативой специальному (коррекционному) обучению.

Такой интегративный подход будет способствовать соблюдению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на человеческое достоинство и равноправие в получении образования.

Тем не менее, детей с ограниченными возможностями школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тыс.

Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах.

Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей с ограниченными возможностями с отклонением в психическом и умственном развитии.

В письме Минобразования России от 22 января 2004 года сообщалось, что дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью (коды F71, F72, F73 по МКБ-10), получают образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно.

Так, в Тюменской области из 2082 детей-инвалидов этой категории обучаются только 50, в Краснодарском крае из 1194 таких детей школьного возраста обучаются 70, в Ставропольском крае — всего 36. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены «необучаемыми» 1685 детей-инвалидов. Дети с расстройствами аутистического спектра (коды F84.0, F84.1, F84.5 по МКБ-10), которых в России, по оценкам специалистов, не менее 150 тыс., или не получают образования вообще, или поставлены в неадекватные условия получения образования [1, с. 7].

Причины указанных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья имеют комплексный характер.

Прежде всего, необходимо отметить, что в нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку специальных учебных планов, а также образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, в особенности для тяжелых форм — с выраженными отклонениями в умственном развитии.

Кроме того, органами управления образованием не были созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях. Исполнение законодательства об образовании детей с ограниченными возможностями не обеспечивается.

В целом, необходимо отметить, что на данный момент так и не реализована единая система учета детей с ограниченными возможностями здоровья, что затрудняет контроль за исполнением прав и гарантий, предоставляемых государством детям данной категории.

Литература:

1.       Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации // Союз Веста: объединение помощи инвалидам. 2012. URL: http://vestaunion.ru/information/lgoty-i-prava-detej-invalidov/specialnyj-doklad-o-soblyudenii-prav-detej-invalidov-v-rossijskoj-federacii/

2.       Интернатные учреждения для детей // Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#

3.       Численность инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

4.       Средний размер ежемесячных денежных выплат на человека за счет средств федерального бюджета Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

Источник: https://moluch.ru/archive/79/14063/

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

Смотреть онлайн Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

• Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов

• Основные нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов

• Рекомендации и предложения по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов

• ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Основные документы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по проблемам защиты прав детей-инвалидов

• ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Альтернативный доклад — 2005 Коалиции неправительственных организаций в Комитет ООН по правам ребёнка (извлечения)

• ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка (извлечения)

• ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Проект Концепции совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов

• ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Положение детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации

Основные проблемы детства и соблюдение прав детей-инвалидов в России

• неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

• непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

• лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.

медико-социальной экспертизы (МСЭ), утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287.

Основные направления реабилитации детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» включают в себя:

• профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

• социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

В нарушение закона органами медико-социальной экспертизы в массовом порядке не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида. В некоторых бюро МСЭ при установлении ребенку инвалидности или переосвидетельствовании родителям до сих пор предлагают подписать отказ от составления ИПР.

На основании этого «отказа» должностные лица не выполняют одну из основных своих обязанностей.

Эта противозаконная ситуация отмечалась и в докладе Генерального прокурора Российской Федерации «Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов» (2002 год), и подтверждается результатами проверок, проведенных прокуратурой Москвы и аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в течение 2005 года.

В тех случаях, когда ИПР все же составлена согласно закону, ее практическая реализация, как правило, невозможна, поскольку определенные ИПР мероприятия и услуги могут быть представлены только в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем.

В порядке реализации статьи 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» такой «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно»первоначально был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года № 1343-р. Однако перечень был предельно неконкретен и тем самым не мог выполнять основную функцию — обеспечивать бесплатное предоставление мероприятий и услуг, гарантируемых законодательством и формой индивидуальной программы реабилитации.

В некоторых домах-интернатах упомянутых областей грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проинформировал об этих фактах глав администраций и прокуроров субъектов Федерации и ожидает конкретных действий по решению проблем.

Рекомендации и предложения по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов

• несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;

• неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;

• недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации предлагает:

Правительству Российской Федерации:

• действенным инструментом мониторинга и контроля за соблюдением прав детей-инвалидов в Российской Федерации;

• средством привлечения внимания всего общества к необходимости соблюдения принципа равных прав и возможностей для детей с нарушением здоровья.

в Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ И ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

в Российской Федерации

18 апреля 2005 г.

ОБРАЩЕНИЕ в прокуратуру Московской области для осуществления надзора за исполнением законодательства и принятия мер прокурорского реагирования в защиту прав воспитанников Сергиево-Посадского дома-интерната для умственно отсталых детей

в Российской Федерации

18 апреля 2005 г.

в Российской Федерации

ОБРАЩЕНИЕ к прокурору Смоленской области для осуществления надзора за исполнением законодательства и принятия мер прокурорского реагирования в защиту прав граждан, находящихся в Дрюцком психоневрологическом интернате и Ново-Никольском детском доме-интернате для умственно-отсталых

в Российской Федерации

• методическая, консультативная помощь учреждениям системы общего образования (детским садам и школам) для обучения в них детей, имеющих СОП, включая повышение квалификации педагогических работников без отрыва от производства;

• разработка индивидуальных образовательных программ на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей, имеющих СОП, обучающихся в системе общего образования;

• разработка индивидуальных учебных планов детей, имеющих СОП, обучающихся в системе общего образования, и разработка учебных планов классов (групп) образовательных учреждений, где обучаются указанные дети;

• итоговая и промежуточная аттестация детей, имеющих СОП, обучающихся в системе общего образования;

• привлечение к образовательному процессу при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики, специальных психологов, а также воспитателей для сопровождения детей, имеющих СОП, обучающихся в системе общего образования и т.п.

К пунктам 188-190 (Статистические данные и проблемы оформления статуса ребенка-инвалида):

К пункту 199 (Бедность семей с детьми-инвалидами. Компенсация затрат на реабилитацию и образование ребенка-инвалида):

Законодательство и осуществление

Национальный план действия/координация

Распространение информации о Конвенции/подготовка специалистов

2. Общие принципы

Наилучшие интересы ребенка

Периодическая оценка положения переданных на воспитание детей

Злоупотребления и отсутствие заботы, грубое обращение и насилие

6. Социальное обеспечение, а также службы и учреждения по уходу за детьми/уровень жизни

Дети, затронутые конфликтом

Сексуальная эксплуатация и сексуальные надругательства

Женева, 12-30 сентября 2005 года

• во-вторых, для детей-инвалидов практически всегда коррекционное обучение и воспитание становится неотъемлемой, а часто важнейшей частью комплекса реабилитационных мероприятий;

• в-третьих, возникновение инвалидизирующих отклонений в развитии в детском возрасте, высокий процент социального сиротства ставят особые задачи в плане социальной защиты, особенно если учесть, что семья ребенка-инвалида, а при возможности и он сам, должны быть активными и неотъемлемыми участниками процесса реабилитации;

• в-четвертых, специальной задачей, которая в настоящее время почти не учитывается при реабилитации детей-инвалидов, становится их интеграция в общество, необходимость в дальнейшем социально-психологической адаптации к статусу инвалида с детства.

Заключение: перспективы распространения современной системы медико- социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов на другие категории инвалидов

Член Координационного Совета по правам ребенка при

Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации,

генеральный директор Центра социального проектирования РАЕН,

доктор социологических наук, профессор

• ввести в программу факультетов коррекционной педагогики (дефектологических), учителей начальных классов и дошкольного воспитания спецкурсы по диагностике и коррекции расстройств аутистического спектра;

• на базе системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ввести вторую специальность «обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра»; в дальнейшем ввести эту специальность в подготовку педагогических кадров на основе очного обучения (при наличии соответствующей производственной базы);

• при разработке нового положения о психолого-медико-педагогических комиссиях предусмотреть установление диагноза и определение рекомендаций по виду и типу образовательного учреждения только на основе диагностического обучения продолжительностью не менее четырех недель и исключить направление детей с расстройствами аутистического спектра в учреждения интернатного типа (за исключением особых случаев: отсутствие родителей или лиц, их заменяющих, тяжелая психическая болезнь родителей и др.; в этих случаях предпочтение должно отдаваться детским домам семейного типа).

• на повышение компетентности педиатров, детских психиатров и невропатологов, психоневрологов в области ранней диагностики расстройств аутистического спектра и выявления группы риска по расстройствами аутистического спектра у детей до трех лет;

• на исключение госпитализации детей с расстройствами аутистического спектра в психиатрический стационар или помещение в учреждения санаторного типа без родителей или лиц, их заменяющих, за исключением особых случаев (психотические состояния, отсутствие родителей или лиц, их заменяющих).

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

Источник: https://10dle.com/specialnyy-doklad-o-soblyudenii-prav-detey-invalidov-v-rossiyskoy-federacii/

Права и льготы детей-инвалидов

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации
Дополнительные выходные родителям детей-инвалидовДополнительный выходной день, предоставляемый родителям детей-инвалидов, оплачивается в размере среднего заработка и облагается НДФЛ.

Одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним родителей или поделены между ними. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и облагается НДФЛ в обычном порядке.

Об этом сказано в письме Минфина от 2 августа 2012 г. №03-04-06/8-212.

Чиновники поясняют, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком, а также пособия по безработице, беременности и родам.

Дополнительный выходной день, предоставляемый родителям детей-инвалидов, оплачивается в размере среднего заработка и облагается НДФЛ.Одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним родителей или поделены между ними.

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и облагается НДФЛ в обычном порядке.

Об этом сказано в письме Минфина от 2 августа 2012 г. №03-04-06/8-212.Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, так как ее нет в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».Другие пункты ст. 217 Кодекса также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом.

Этих доводов, по мнению Минфина, достаточно, чтобы сделать вывод о том, что оплата дополнительных выходных должна облагаться НДФЛ.А вот Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.

2010 N 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Источник: www.audit-it.ru

 

Подробнее…

Обучение детей-инвалидов : компенсации, льготы и формы обученияВ каких случаях положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида?Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду.

Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде).

И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому.

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Подробнее…

Инвалидность после 18 лет у детей-инвалидовЭта статья обращена к родителям детей-инвалидов, желающих максимально помочь детям в отношении их будущих, уже взрослых пенсионных выплат
Всем известно, что до 18 лет детям-инвалидам не определяют группу инвалидности, им устанавливается общая категория «ребёнок-инвалид».

До 18 лет ребёнок-инвалид получает максимальную социальную пенсию по инвалидности, приравненную к 1 гр. инвалидности. При вступлении в совершеннолетие данный статус утрачивается и ребёнок проходит переосвидетельствование уже во взрослом МСЭ. Здесь ему устанавливают группу и определяют степени ограничения.

Теперь сумма его социальной пенсии по инвалидности полностью будет зависеть от группы. Если ребёнку установят 1 или 2 группу инвалидности, то на сумму получаемой пенсии будет иметь значение факт инвалидности с детства , при установлении 3 гр. этот факт значения не имеет. ( Для сравнения инвалид 2 гр. получает социальную пенсию 3626,71 р. , а инвалид с детства 2 гр.

получает 7253, 43 р. ) При 3 гр. не важно с детства или нет установлена инвалидность — пенсия у них общая 3082,71 р.

Подробнее…

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской ФедерацииДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов и их семей в России, обобщения итогов рассмотрения поступивших к Уполномоченному коллективных и индивидуальных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата детских домов-интернатов и других учреждений органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения.При подготовке специального доклада использованы материалы, предоставленные уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, членами Консультативного совета по правам ребенка и Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, данные государственной статистики, аналитические исследования, проведенные органами государственной власти и местного самоуправления, неправительственными правозащитными, научными и другими организациями, а также сообщения средств массовой информации.

Подробнее…

Права детей-инвалидов и их семей и льготы предоставляемые таким семьям1) Пенсионные льготы
2) Льготы по трудовому законодательству
3) Жилищные льготы
4) Транспортные льготы
5) Воспитание и обучение детей-инвалидов
6) Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию
7) Льготы по подоходному налогу
8) Льготы для детей-инвалидов
Пенсионные льготыДетям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней. (Закон РФ “О государственных пенсиях”. Ст. 17, 21, 38, 113, 114, 115.)Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% от минимального размера оплаты труда. (Указ Президента РФ от 17 марта 1994 года № 551.)

В каких случаях положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида?

Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду.

Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде).

И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому.

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому.

Из этого следует,что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение.

Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19.

Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.

Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями.

Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей.

Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается:

— паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении.

К заявлению прилагаются следующие документы:- копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;- копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы

Источник: http://tiflokniga-tuva.ru/content/prava-i-lgoty-detey-invalidov

Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами

Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации

(Герасимов В. Н.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 3)

ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

В. Н. ГЕРАСИМОВ

——————————— Gerasimov V. N. Legal and social support of families with disabled children.

Герасимов Василий Никифорович, заведующий кафедрой правоведения и методики преподавания государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет», кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена специфике воспитания в семье детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, которая состоит в особых потребностях подобных семей в неординарной правовой и социальной поддержке, главной целью которой является обеспечение ребенку-инвалиду его субъективного права жить и воспитываться в семье.

Ключевые слова: ребенок-инвалид, особая социальная поддержка, право жить и воспитываться в семье.

The peculiarity of raising physically and mentally challenged children obviously implies a number of specific needs for families. One of them is special legal and social support aimed at securing the challenged children’s equitable right of living and being brought up in the family.

Key words: physically challenged child, mentally challenged child, special care, special social support, right of living and being brought up in the family.

Среди известных типов семей, воспитывающих детей, положение семей с детьми-инвалидами является самым неблагоприятным, поскольку реализация права детей-инвалидов на семейное воспитание блокируется самим государством. С закрепленным в ст. 54 СК РФ правом ребенка жить и воспитываться в семье корреспондируют соответствующие обязанности родителей, которые согласно ст.

63 СК РФ должны предоставить надлежащие условия воспитания, образования, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В настоящее время общество не имеет достаточных оснований для предъявления каких-либо претензий к родителям детей-инвалидов в отношении уклонения от исполнения вышеперечисленных обязанностей.

Напротив, как показывают реалии жизни, эта категория родителей демонстрирует поистине героическую самоотверженность в стремлении обеспечить своим детям достойное существование и компенсировать тот ущерб здоровью, который нанесла им природа.

Однако сложившаяся система российской государственной социальной помощи детям-инвалидам ориентирована не на создание условий для семейного воспитания данной категории детей, а на их «выталкивание» из семьи в учреждения интернатного типа, которые, в отличие от родителей, располагают возможностями для организации их специального обучения, лечебной и социальной реабилитации.

О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тыс. детей-инвалидов живут в домах-интернатах, 67 тыс. — в специальных (коррекционных) школах-интернатах, 5 тыс. — в домах ребенка. Таким образом, свыше 100 тыс.

(20%) детей-инвалидов проживают в интернатных учреждениях, куда их вынуждены были поместить родители, не имеющие возможности обеспечить им надлежащий уровень обучения, лечения и развития в домашних условиях. При этом практика подобных вынужденных отказов родителей от принадлежащих им прав по воспитанию и образованию детей имеет тенденцию к росту.

Государственная социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор построена на приоритете «изъятия» их из семьи и общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семей с детьми-инвалидами.

Так, средняя стоимость содержания ребенка в интернате в 5 — 7 раз превышает совокупные пенсии и пособия, выплачиваемые на ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье . ——————————— О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2006. С. 11.

Подобное пренебрежение государства правом детей-инвалидов жить и воспитываться в семье основано на сложившемся в рамках российского менталитета обыкновении не разделять инвалида-взрослого и инвалида-ребенка, объединять их под общим ярлыком ущербности и неполноценности.

Долгое время инвалидность трактовалась как определенная степень утраты трудоспособности, поэтому социалистическому государству, исповедующему культ строителей коммунизма, строители с нарушениями трудоспособности нужны не были. При такой постановке вопроса вплоть до 80-х годов XX в.

дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 16 лет не признавались инвалидами и не пользовались даже теми немногочисленными льготами, на которые имели право инвалиды-взрослые . Юридически детей-инвалидов просто не существовало. Даже в XXI в.

, под влиянием процесса гуманизации отношения общества к проблеме инвалидности, термин «дети-инвалиды» не имеет четкого юридического содержания.

А между тем, руководствуясь базисными конституционными принципами и основными положениями Конвенции о правах ребенка, всякое государство, претендующее на статус социального, обязано в первую очередь обеспечивать заботу о самых слабых и беззащитных, к которым среди детского населения в первую очередь должны быть отнесены дети-инвалиды . ——————————— Там же. Для современного законодательства западноевропейских стран также характерно отсутствие четкости в дифференциации понятий «инвалид» и «ребенок-инвалид». Однако степень гарантий социальной защиты семей с детьми-инвалидами в разных странах настолько высока, что не создает угрозы нарушению принципа приоритета семейного воспитания.

О праве детей-инвалидов жить и воспитываться в семье в современном Российском государстве вообще говорить не принято, а о проблемах семей детей-инвалидов, не имеющих возможности в полной мере реализовать свои права и исполнять обязанности, связанные с воспитанием детей, — тем более.

Принцип приоритета семейного воспитания в отношении детей-инвалидов государство подменило принципом приоритета воспитания данной категории детей в казенных учреждениях. При этом создается впечатление, что эта подмена произведена исключительно в интересах детей и во их благо.

Данный подход не выдерживает никакой критики, поскольку вся история человечества доказывает, что наиболее благоприятная социализация ребенка достигается только в лоне семьи, тем более если речь идет о детях с особыми потребностями в сфере социализации, сохранности здоровья, обеспечении обучения и развития.

Обеспечение базовых потребностей ребенка-инвалида в соответствии с имеющимися у него проблемами в здоровье требует гораздо больших материальных и ресурсных затрат, чем содержание и воспитание здоровых детей. По оценкам экспертов, потребительская корзина ребенка-инвалида в 5 — 7 раз дороже потребительской корзины его здорового сверстника.

Однако уровень жизни семей с детьми-инвалидами гораздо ниже: свыше 70% данной категории семей живут за чертой прожиточного минимума и в силу этого не могут обеспечить своим детям нормального содержания, ухода, лечения и обучения . ——————————— О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации… С. 12 — 14.

Источник: http://center-bereg.ru/c287.html

Судебный вердикт
Добавить комментарий