Рабочее место инвалида

Аттестация рабочего места инвалида

Рабочее место инвалида

Каждый гражданин нашей страны имеет право на свободный труд, в том числе и инвалиды. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»инвалид – это:

Цитата: ‘лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, дефектов, приводящие к ограничению жизнедеятельности’

Ограничение жизнедеятельности означает частичное или полное отсутствие способности самостоятельного самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля поведения, обучения.

В последнее время стало меняться отношение к понятию «инвалид»: люди с ограниченными возможностями могут жить в обществе на равных условиях. Инвалидов нельзя отделять от общества, потому как они также являются частью его целого.

Люди с ограниченными способностями совершенствуются (в зависимости от тяжести и степени заболевания, дефекта) и, иной раз, даже показывают наиболее лучшие результаты во всех областях жизнедеятельности, нежели здоровые.

Вспомнить хотя бы Паралимпийские игры 2012 года, когда весь мир наблюдал за достижениями инвалидов, которые преодолевали огромные преграды на пути к успеху. Их желание жить и развиваться – непоколебимо. И  этому стоит отдать должное.

Социальная защита людей с ограниченными возможностями была и остается центром внимания государственной политики. И, одной из мер, которая была предпринята для того, чтобы не отделять их от нормального общества – предоставление рабочих мест.

Основной формой трудоустройства инвалидов является квотирование рабочих мест.

Организациям, в которых численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема инвалидов в процентах (не менее 2% и не более 4%) к среднесписочной численности работников (ст. 21 ФЗ № 181-ФЗ).

Квотированию подлежат все организации, вне зависимости от организационно-правовой формы. Исключение составляют лишь общественные объединения инвалидов с уставным капиталом из вкладов общественных объединений. Они освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Минтруд планирует внести поправки в данную статью.

По словам директора Департамента занятости населения Минтруда Светланы Нечаевой, необходимо установить обязательное квотирование и для работодателей, численность работников которых будет составлять не менее 35 и не более 100 трудящихся в размере, не превышающем 3% от среднесписочной численности работников.

Проект поправок находится на рассмотрении ведомственных структур. В качестве стимуляции для работодателей Минтруд планирует увеличить сумму компенсации за оснащение рабочего места инвалида до 66,2 тысяч рублей. Напомним, ранее размер субсидирования равнялся 50 тысячам рублей.

Работодатель обязан подавать в органы исполнительной власти сведения и информацию о выполнении установленной квоты не позднее 15 числа после отчетного месяца.

В сведениях должно быть отражено движение работников на квотируемых рабочих местах и подаваться сведения о вакантных рабочих местах для трудоустройства, если таковые имеются.

Отказ работодателем в приеме на работу инвалида в пределах квоты влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 5.42 КоАП РФ).

Чтобы принять на работу инвалида, работодатель должен создать специальные рабочие места, на которых будут учитываться индивидуальные возможности сотрудника с полной комплектацией дополнительного технологического оборудования. Условия труда на рабочих местах должны соответствовать санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов».

В них указываются требования по организации рабочего места инвалида. Так, в соответствии с требованиями, на его рабочем месте не должно быть ни одного фактора, превышающего допустимые нормы воздействия, а именно: шум, вибрация, статическое электричество, влажность, запыленность и загазованность воздуха, электромагнитные излучения.

Не допускается присутствие в воздухе рабочей зоны вредных химических веществ (канцерогенов, оксидов металлов, аллергенов). Работодатель должен также исключить физические, динамические и статические нагрузки при подъемах, передвижении, работы в вынужденной позе, длительной ходьбе.

В производственных помещениях, характеризующихся высоким уровнем шума, вибрации, необходимо поглощать эти факторы при помощи звукоизоляции.

В санитарных правилах подробно говорится об организации рабочих мест отдельных групп инвалидов (психически нездоровых, инвалидов по зрению, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы), вплоть до указания места кабинета, цвета стен, необходимой освещенности и т.д. Рабочее место, оснащенное с максимальным комфортом, позволит инвалидам быть самостоятельными и успешными в профессиональном плане.

Проверка соответствия условий труда осуществляется с помощью проведения аттестации рабочего места инвалида (АРМ, – ред.).

По словам начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Юрия Махотина, АРМ инвалидов проводится по единым требованиям, на общих основаниях, но необходимо учитывать специальную организацию их рабочих мест.

Под общими основаниями подразумевается Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, который регулирует порядок проведения АРМ.

Каждое рабочее место должно проходить аттестацию раз в пять лет. Но если оно создается на предприятии впервые, аттестация обязана проводиться не позднее 60 рабочих дней с момента ввода в эксплуатацию.

В соответствии с порядком, работодателю необходимо привлечь аттестующую организацию и создать аттестационную комиссию, которые будут производить измерения условий труда, давать оценку травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты.

Данный анализ позволит узнать, соответствуют ли условия нормам охраны труда, и стоит ли допускать сотрудника к работе. Результаты проведенной аттестации направляются в государственную инспекцию по труду, которая проводит их документарную проверку.

Рекомендуемые мероприятия по улучшению условий труда инвалида, которые разрабатываются аттестационной комиссией при проведении АРМ отдельно для каждого рабочего места, должны быть выполнены работодателем в кратчайшие сроки, чтобы не усугубить ситуацию со здоровьем работника.

Причем, необходимо установить сроки медицинских осмотров, благодаря которым можно проследить динамику ухудшения или улучшения состояния сотрудника.

Людей с ограниченными возможностями необходимо обеспечивать равными возможностями для участия в жизни общества. Трудоустройство – как одна из этих возможностей, при которой инвалид сможет себя реализовать, как полноценный и полноправный гражданин страны.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/attestatsiya-rabochego-mesta-invalida

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Рабочее место инвалида

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Источник: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/13

Рабочее место для инвалида: спецоценка

Рабочее место инвалида
По результатам проведенной спецоценки рабочих мест указано: возможность применения труда инвалидов недопустимо. А по этой должности в Организации есть открытая квота для инвалидов.

Чем рискует Организация?

Вопрос: По результатам проведенной спецоценки рабочих мест, в карте специальной оценки условий труда по должности «Кладовщик» в разделе «Рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха, по подбору работников» указано: возможность применения труда инвалидов недопустимо. А по этой должности в организации есть открытая квота для инвалидов.  Можно ли в данном случае привлечь к ответственности организацию?

Ответ: По вопросу привлечения работодателя к ответственности.

К сожалению, в данном случае есть риск, что работодателя привлекут к ответственности.

Так, работодатель должен обеспечить допустимые условия труда сотрудников (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Допустимые условия работы инвалидов должны отвечать требованиям:

— Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного врача России от 18 мая 2009 г. № 30;

— индивидуальной программы реабилитации (форма утверждена приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н) (ст. 224 ТК РФ).

Если работодатель не обеспечивает закрепленные законодательством санитарные нормы для инвалидов, это является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. За это нарушение предусмотрена административная ответственность.

При проверке сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать:

— должностное лицо организации (например, руководителя) на сумму от 500 до 1000 руб.;

организацию – от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— предпринимателя – от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такой порядок предусмотрен ст. 6.3 и ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ.

Созданное в счет квоты рабочее место для инвалида должно отвечать допустимым условиям труда. Нарушение данного условия может быть признано незаконным.

Обоснование

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Какие условия труда организация должна обеспечить сотрудникам-инвалидам

Инвалидам, принятым на работу, работодатель должен обеспечить допустимые условия труда (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Допустимые условия работы инвалидов должны отвечать требованиям:

Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного врача России от 18 мая 2009 г. № 30;

индивидуальной программы реабилитации (форма утверждена приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н) (ст. 224 ТК РФ).

Помимо допустимых условий труда, законодательство предусматривает особые условия и гарантии труда для инвалидов. Их перечень приведен в таблице.

При этом работодатель обязан обеспечить оснащение используемых им зданий и других объектов знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме, а также поощрять доступ сотрудников-инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая сеть Интернет (ст. 9 Конвенции о правах инвалидов).

Помимо этого сотрудникам-инвалидам гарантируют:

запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости (как в государственном, так и в частном секторе), сохранения работы, продвижения по работе;

защита прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда;

обеспечение реализации трудовых прав, включая право на профессиональные объединения;

доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

обеспечение разумного приспособления рабочего места;

поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу.

Такие гарантии установлены статьей 27 Конвенции о правах инвалидов.

Внимание: если работодатель не обеспечивает закрепленные законодательством санитарные нормы для инвалидов, это является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. За это нарушение предусмотрена административная ответственность.

При проверке сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать:

должностное лицо организации (например, руководителя) на сумму от 500 до 1000 руб.;

организацию – от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

предпринимателя – от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такой порядок предусмотрен статьей 6.3 и частью 1 статьи 23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вопрос из практики: как организовать рабочее место инвалида

Ответ на этот вопрос зависит от обстоятельств конкретной ситуации и специфики деятельности работодателя.

Организовывать рабочее место инвалида работодатель должен в соответствии с Основными требованиями, утвержденными приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н.

Оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте. То есть средства, которые выделяют на обустройство рабочих мест инвалидов, должны быть потрачены с учетом индивидуальных возможностей такого сотрудника. Трату субсидий на бытовые нужны могут признать нецелевой (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.10.2018 № Ф10-4458/2018).

Работодатель оборудует специальное рабочее место не только для каждого конкретного инвалида, но и для группы инвалидов, которые имеют однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности.

Оборудование специальных рабочих мест включает в себя следующие этапы:

анализ потребностей инвалида в оснащении специального рабочего места на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте;

формирование перечня мероприятий, направленных на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая разработку перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций;

реализацию перечня мероприятий, направленных на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая приобретение, монтаж и настройку основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования.

При этом оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не должно мешать выполнению трудовых функций других сотрудников.

Об этом говорится в пунктах 1 и 2 Основных требований к оснащению рабочих мест, утвержденных приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н.

Требования к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов применяют в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом должности, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

Так, рабочее место для инвалидов по зрению может быть оборудовано видеоувеличителями, лупами, адаптированными видеодисплеями, принтерами для печати крупным шрифтом, средствами для письма, выполненными шрифтом Брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой, предусматривается применение озвучивания визуальной информации.

Для инвалидов по слуху требования к оборудованию рабочих мест предусматривают использование звукоусиливающей аппаратуры, громкоговорящих телефонов. Также могут применяться визуальные индикаторы, преобразующие звуковые сигналы в световые, речевые сигналы – в текстовую бегущую строку.

Для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата следует предусмотреть беспрепятственный подъезд к рабочему месту и разворот кресла-коляски.

Элементы рабочего места должны располагаться максимально удобно, с возможностью менять высоту и наклон рабочей поверхности, сиденья рабочего стула.

В случае необходимости следует оборудовать рабочее место специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, а также специальными приспособлениями для захвата и удержания предметов и деталей.

Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с учетом выполняемой трудовой функции следует предусмотреть беспрепятственный подъезд к рабочему месту и разворот кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 3–10 Основных требований к оснащению рабочих мест, утвержденных приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н.

В зависимости от вида деятельности работодателя необходимо также следовать требованиям подзаконных актов к эргономике рабочего места инвалида и его организации, в частности, строительных правил (например, СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № СП 59.13330.2016, СП 35-104-2001, одобренных постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 69), санитарных правил (например, СП 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2009 г. № 30) и т. д.

Таким образом, в каждом конкретном случае организацию специальных рабочих мест для инвалидов проводите с учетом:

вида деятельности организации и специфики требований охраны труда инвалидов в ней;

профессии;

характера выполняемых работ;

степени (группы) инвалидности;

характера функциональных нарушений и ограничения способности к труду;

специфики конкретного рабочего места;

механизации и автоматизации производственного процесса;

иных объективно существующих факторов.

Следует отметить, что специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность его труда, а также работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными или эмоциональными нагрузками. Кроме того, в процессе труда на данном рабочем месте необходимо исключить возможность ухудшения здоровья или травмирования работника с инвалидностью.

Такие выводы следуют из совокупности положений статьи 209 Трудового кодекса РФ, статей 4, 22 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/278353-rabochee-mesto-dlya-invalida-spetsotsenka

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Рабочее место инвалида

23.08.2017  Обычная важность

Если перевести слово «инвалид» с латинского языка, то это значит – немощный, несильный. На самом деле инвалидность не является приговором и люди, которые имеют ограниченные способности, не ограничены в своих правах

Это касается и права на труд, которое закреплено в Конституции. Люди с инвалидностью имеют такие же интересы, потребности и желания, как и все другие. Но в то время, как возможность рядового гражданина трудиться не ставится под сомнение, инвалидам приходится ежедневно доказывать свое право работать, претендовать на обеспечение равных возможностей без дискриминации. Трудоустройство инвалидов имеет много особенностей. Поэтому число работодателей, готовых взять инвалида на работу, не слишком большое. Работодатель не просто должен взять инвалида на работу, он должен организовать ему рабочее место. Особенности трудоустройства инвалидов касаются следующего: 1. Увеличенный оплачиваемый отпуск: стандартный отпуск – 28 календарных дней, а инвалиду необходимо предоставить минимум 30 дней. 2. Отпуск без содержания предоставляется в обязательном порядке: сотрудникам — инвалидам по ст. 128 ТК РФ ежегодно необходимо выделить минимум 60 дней неоплачиваемого отпуска. Обычным работникам организация в таком отдыхе может отказать, инвалиду – нет. 3. Меньше рабочих часов: продолжительность рабочего времени должна составлять не более 35 часов в неделю, а заработная плата при этом может остаться на прежнем уровне. Современное развитие технологии производства и достижения в сфере прогресса сделали возможным появление новых рабочих мест, качественно иного плана, где не требуется приложение значительных физических усилий, что дает возможность инвалидам работать на подобных рабочих местах при отсутствии серьезных противопоказаний. Это, в первую очередь, рабочие места, связанные с обработкой информации, отслеживанием процесса видеонаблюдения, администрированием рабочих процессов.  Благодаря возможности трудиться, люди с ограниченными возможностями перестают чувствовать себя ущемленными и становятся полноценными участниками общества. При этом государственная поддержка играет очень важную роль в вопросе регулирования труда инвалидов. На территории РФ действует ряд документов, которые четко регламентируют возможности инвалидов заниматься трудом – это трудовой кодекс, Закон «О социальной защите инвалидов, Закон «О занятости населения в РФ». Если человеку отказано в трудоустройстве только потому, что он инвалид, то это прямое нарушение закона, которое влечет за собой административную ответственность. Согласно нормам статьи 64 ТК РФ ни одна организация не вправе ограничивать права людей, имеющих ограниченные возможности, пытаться создавать прямые или косвенные преимущество иных лиц в процессе подписания трудового договора, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека, являющегося инвалидом. Согласно букве закона ни национальность, ни раса, ни цвет кожи, ни статус, ни возраст, ни пол не могут быть причинами, по которым инвалида можно ущемлять в его правах при соискании работы.  В рамках закона Краснодарского края «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае», администрацией Кавказского района принято постановление «Об установлении минимального количества рабочих мест (квот) на предприятиях, организациях муниципального образования Кавказский район для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы». Механизм квотирования следующий. В организациях, где общая численность больше ста человек, работодатель обязан принять в штат инвалидов в количестве 3% от среднесписочности численности работников. Аналогичная ситуация и в более мелких компаниях, где численность начинается с цифры в 35 человек — размер квоты на прием инвалидов установлен также в 3% размере. На 2017 год  квота установлена 118 предприятиям Кавказского района для создания инвалидам 324 рабочих мест. По данным, полученным от работодателей, в августе 2017 года на квотируемых рабочих местах работает 243 инвалида.  В списке работодателей, которым установлена квота, есть организации ее  перевыполняющие. Это значит, что работодатели трудоустраивают большее количество инвалидов, чем возложено на них законодательством. В обязанности центра занятости входит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, включающий в себя создание базы данных по вакансиям, попадающим под действие квот, предоставление инвалидам, находящимся в поиске работы направления в организации, отслеживание исполнения квотирования рабочих мест. В базе данных Центра занятости населения Кавказского района в августе 2017 года зарегистрировано 107 вакансий от 38 организаций, предназначенных для трудоустройства инвалидов в рамках квоты. Основным документом при трудоустройстве инвалида служит индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, содержащая мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации. При подборе рабочего места обязательным условием является выполнение трудовых рекомендаций, с учетом прописанных в ИПРА противопоказаний.  В Центре занятости населения можно получить различные государственные услуги, направленные на содействие в трудоустройстве. Это профориентационные услуги, психологическая поддержка, участие в занятиях по социальной адаптации. Имеется возможность получить новую профессию или повысить квалификацию по имеющейся, но с учетом рекомендаций ИПРА.  Ежегодно Центром занятости населения проводится работа по трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места с возмещением затрат работодателей, в виде субсидии, связанных с приобретением, установкой и монтажом  необходимого оборудования  для создания новых или дооборудования имеющихся рабочих мест. Центр занятости готов подобрать работодателю необходимых работников из числа инвалидов, а министерство труда и социального развития Краснодарского края — предоставить субсидию, если инвалид будет трудоустроен, а его рабочее место оснащено с учетом требований ИПРА. Условия для получения субсидии несложные, а сотрудничество с Центр занятости выгодно.

Заместитель руководителя ГКУ КК ЦЗН Кавказского района К.С.Дзидзава

Источник: https://www.kubzan.ru/News/Detail/69a3c006-412c-49dc-83d1-56826a48f30e

Гост р 57959-2017 реабилитация инвалидов. рабочее место для инвалида с поражением опорно–двигательного аппарата, гост р от 17 ноября 2017 года №57959-2017

Рабочее место инвалида

ГОСТ Р 57959-2017

ОКС 03.040ОКПД2 85

86

87

Датавведения 2019-01-01

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием»Российский научно-технический центр информации по стандартизации,метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») и ФГБУ»Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальнойэкспертизы, протезирования и реабилитации инвалидовим.Г.А.Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты РоссийскойФедерации

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Техническиесредства и услуги для инвалидов и других маломобильных группнаселения»

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПриказомФедерального агентства по техническому регулированию и метрологииот 17 ноября 2017 г. N 1777-ст

4В настоящем стандарте реализованы положения Федеральногозакона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническомрегулировании», Федеральногозакона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидовв Российской Федерации»

5ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «Остандартизации в Российской Федерации».

Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе»Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеинформационного указателя «Национальные стандарты».

Соответствующаяинформация, уведомление и тексты размещаются также в информационнойсистеме общего пользования — на официальном сайте Федеральногоагентства по техническому регулированию и метрологии в сетиИнтернет (www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартустанавливает требования к рабочему месту инвалида с нарушениемфункций нижних и верхних конечностей в целях содействия повышениюуровня качества и безопасности реабилитационных услуг, ихэффективности при проведении реабилитационных мероприятий.

Настоящий стандартраспространяется на учреждения, организации и предприятиянезависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,где имеются профессии и специальности, по медицинским показателямпригодные для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата,а также там, где могут быть организованы отдельные рабочие местадля инвалидов данной категории.

Настоящий стандартраспространяется на рабочие места инвалидов с учетом имеющихся уних нарушений функций организма, ограничений способности к трудовойдеятельности и рекомендации по оснащению (оборудованию)специального рабочего места для трудоустройства инвалидаиндивидуальной программой реабилитации и абилитации, которую выдаютфедеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Настоящий стандартпредназначен для:

-органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфереохраны здоровья, организаций, оказывающих медицинскую помощьгражданам;

-федеральных государственных учреждений медико-социальнойэкспертизы;

-органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации вобласти содействия занятости населения, учреждений службы занятостинаселения;

-организаций, предприятий и учреждений независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности,трудоустраивающих инвалидов;

-общественных объединений инвалидов и находящихся в их собственностиорганизаций, предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ иобществ, уставный капитал которых состоит из средств общественногообъединения инвалидов;

-людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов.

2Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиедокументы:

ГОСТ12.2.032 Система стандартов безопасности труда. Рабочее местопри выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ Р51261 Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы итехнические требования

ГОСТ Р55966 (CEN/TS 81-76:2011) Лифты.

Специальные требованиябезопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов идругих маломобильных групп населения

ГОСТ РИСО 9999 Вспомогательные средства для людей с ограничениямижизнедеятельности. Классификация и терминология

СП1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные путии выходы

СП2.2.9.

2510-09 Гигиенические требования к условиям трудаинвалидов

СП59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооруженийдля маломобильных групп населения»

СП136.13330.2012 Здания и сооружения.

Общие положенияпроектирования с учетом доступности для маломобильных группнаселения

Примечание — Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов (сводов правил) в информационной системеобщего пользования — на официальном сайте Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии в сети Интернет или поежегодному информационному указателю «Национальные стандарты»,который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и повыпускам ежемесячного информационного указателя «Национальныестандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт(документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуетсяиспользовать действующую версию этого стандарта (документа) сучетом всех внесенных в данную версию изменений. Если замененссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка,то рекомендуется использовать версию этого стандарта (сводовправил) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ),на который дана датированная ссылка, внесено изменение,затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положениерекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочныйстандарт (документ) отменен без замены, то положение, в которомдана ссылка на него, рекомендуется применять в части, незатрагивающей эту ссылку.

3Термины и сокращения

3.1 В настоящем стандартеприменены термины по [1],[2],ГОСТ РИСО 9999.

3.2 В настоящем стандартеприменены следующие сокращения:

КРМИ -компьютеризированное рабочее место для инвалида;

ИПРА — индивидуальнаяпрограмма реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальнаяпрограмма реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;

ПК — персональныйкомпьютер;

ТСР — техническиесредства реабилитации.

4Общие требования к рабочему месту инвалида с поражениемопорно-двигательного аппарата

4.1 Настоящий стандартустанавливает общие требования к рабочему месту для инвалидов споражением опорно-двигательного аппарата.

При организацииконкретного рабочего места инвалида необходимо руководствоватьсярекомендациями по оснащению (оборудованию) специального рабочегоместа для трудоустройства инвалида индивидуальной программойреабилитации и абилитации (далее — ИПРА), которую выдаютфедеральные учреждения медико-социальной экспертизы [4].

При оснащении конкретного рабочего места инвалида необходимоучитывать специфику труда на конкретном рабочем месте: профессию,должность, характер выполняемых работ, опыт работы, уровеньспециализации рабочего места, механизации и автоматизациипроизводственного процесса, взаимосвязь с другими рабочими местамив данной организации, а также индивидуальные особенностиконкретного инвалида, для которого оснащается данное рабочее место- характер и степень выраженности нарушений, степень ограниченияспособности к трудовой деятельности, навыки работы со специальнойтехникой и др.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200157812

Судебный вердикт
Добавить комментарий