Недоступная для инвалидов среда

Недоступная для инвалидов среда

Недоступная для инвалидов среда

По данным Министерства труда и социальной защиты (Минтруд), на сегодняшний день инвалиды составляют почти 10% от населения России (12,9 млн человек). Это примерно соответствует доле инвалидов в общей численности населения стран Европы и Северной Америки.

Однако большинству россиян наверняка приходилось слышать истории об иностранцах, которые после посещения нашей страны приходили к выводу, что российское здравоохранение самое лучшее в мире, поскольку на улицах городов не часто встретишь инвалидов. Однако причина здесь совершенно не в том, что наши доблестные медики лучше справляются с недугами граждан, чем их зарубежные коллеги.

К сожалению, в отличие от многих развитых государств общественные места в России в большинстве случаев не приспособлены для посещения их людьми с ограниченными возможностями.

Значительное количество необорудованных для нужд инвалидов подземных переходов, отсутствие подъемных механизмов и звуковых сигналов светофоров — всего лишь ничтожно малая часть перечня препятствий, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно.

Проблема социальной интеграции инвалидов в России стоит очень остро.

Государственная ответственность

Как широко разрекламировано, в настоящее время в нашей стране реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015гг., одной из целей которой является формирование к 2016г.

условий для беспрепятственного доступа к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам в сферах здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда.

В рамках программы реализуется пилотный проект с участием Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей по отработке формирования доступной среды для инвалидов. Кроме того, в рамках программы совместно с Министерством образования и науки (Минобрнауки) и субъектами РФ реализуются мероприятия по формированию безбарьерной школьной среды.

В мае текущего года произошло историческое событие: Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов.

В связи с этим Минтруд совместно с заинтересованными федеральными органами и общественными организациями инвалидов осуществляет подготовку законопроекта, направленного на комплексное приведение российского законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в соответствие с ее положениями.

Как рассказали РБК в министерстве, законопроект устанавливает механизмы реализации в России положений конвенции по ряду вопросов, включая обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и транспорта.

Одновременно при участии Минтруда осуществляется подготовка законопроекта, направленного на внесение изменений в Воздушный кодекс РФ, которыми предусматривается обеспечить условия доступности для инвалидов услуг, предоставляемых в аэропортах и на борту воздушных судов.

По данным Минтруда, на сегодняшний день в 60 субъектах РФ уже приняты региональные программы и реализуются мероприятия, направленные на устранение существующих ограничений и барьеров, формирование условий для беспрепятственного доступна к приоритетным объектам и услугам для инвалидов. С 2013г. такую работу планируется начать во всех 83 субъектах РФ.

Официальная статистика

Полной и достоверной статистики по вопросу доступности общественных учреждений в российских городах для инвалидов пока еще немного, отметили в Минтруде. Так, доступность может определяться по-разному для разных категорий инвалидов.

Часто статистика считает доступным здание, оборудованное пандусом на входе, а то, что инвалид не может добраться до большинства его помещений, например, из-за отсутствия лифта, не принимается во внимание. Не всегда учитывается аудио- и видеодублирование информации для инвалидов.

В целом можно сказать, что доступность для инвалидов объектов и услуг в нашей стране все еще остается на уровне, который значительно ниже ожиданий самих инвалидов.

Чтобы получить реальную информацию о доступности наиболее значимых для инвалидов объектов, министерство разработало методику паспортизации. Она создавалась так, чтобы всесторонне описать ключевые аспекты, мешающие доступности того или иного объекта.

Пропаспортизированные таким образом объекты предполагается размещать на картах городов. Отметим, что уже сейчас в Рунете действует портал barierovnet.

org, где можно узнать, какие объекты в российских городах можно посетить на инвалидной коляске (музей, рестораны и т.д.).

Что касается обеспечения доступности зданий для инвалидов то, по данным Минтруда, положительными примерами в этом плане могут служить Татарстан, Москва и Тюменская область. В то время как Санкт-Петербург является одним из лидеров по внедрению новых современных технологий на транспорте.

Так, в Департаменте социальной защиты населения Москвы РБК сообщили, что в столице насчитывается около 50 тыс. общественных зданий, 74% из которых к концу 2012г. планируется полностью или частично приспособить для инвалидов, а к концу 2016г. — 100% городских учреждений образования, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта и 86% учреждений здравоохранения.

Кроме того, в Москве в текущем году в подъездах жилых домов будет установлено около 150 подъемных платформ для инвалидов, а также продолжится дооснащение ранее установленных платформ средствами диспетчеризации и визуального контроля.

В рамках адаптации для инвалидов дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы запланировано приспособление пешеходных мостов, тоннелей и путепроводов, включая оснащение их подъемными механизмами для передвижения инвалидов и других маломобильных граждан. В 2012г. также продолжится закупка специализированных транспортных средств для обеспечения перевозок инвалидов.

Перевод всего парка автобусов на низкопольный подвижной состав будет обеспечен в 2015г., троллейбусов — в 2014г., количество низкопольных трамваев в 2016г., по прогнозу, составит 66,5%.

По данным Минтруда, в целом по России по результатам 2011г. доля общественных автобусов, троллейбусов и трамваев, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, составила лишь 4,8%. Министерство транспорта (Минтранс) РФ планируется к 2016г. увеличить эту долю до 11,7%.

Если говорить о гостиницах, приспособленных для инвалидов всех категорий, то таких в России пока немного, однако наблюдается положительная динамика, отметили в Минтруде.

Больше готовы к пребыванию инвалидов санатории и пансионаты, но появляются и соответствующие гостиницы, правда, в основном в больших городах, например таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и Сочи.

Так, в ходе недавно проведенного мониторинга в столице из 215 имеющихся гостиниц было обследовано 150 на предмет их приспособленности для постояльцев из числа инвалидов.

Оказалось, что 54 из них могут принимать туристов с ограниченными функциями самостоятельного передвижения, в 42 гостиницах есть номера для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на колясках.

Всего в Москве 152 номера подходят для приема таких туристов, в основном — в отелях крупных сетей. В 33 гостиницах есть возможность для приема слабовидящих туристов с собаками-поводырями.

А как в других странах?

Говоря о ситуации с вовлеченностью инвалидов в общественную жизнь за рубежом, нельзя не упомянуть Великобританию, к которой сейчас в связи с проведением Олимпиады приковано внимание всего мира.

Каждый россиянин, хоть раз посещавший Соединенное Королевство, согласится, что там все усилия государства направлены на то, чтобы сделать жизнь инвалидов комфортнее.

В этой стране, наверное, не встретишь ни одного музея, где нет подъемных механизмов и других технических средств, разработанных специально для людей с ограниченными возможностями, а в некоторых из них посетителям предлагают свои собственные инвалидные коляски.

Также сразу обращает на себя внимание тот факт, что на британских городских автодорогах очень мало подземных переходов, зато огромное количество «зебр» и светофоров, оборудованных звуковыми сигналами, что, безусловно, значительно облегчает жизнь инвалидам всех категорий.

Вообще нельзя не отметить, что в Туманном Альбионе даже лифты — «говорящие», чтобы помочь инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве. О том, что все британские городские автобусы оснащены пандусами, с помощью которых инвалиды легко поднимаются в салон, не стоит даже и говорить. Предусмотрительные британцы подумали и о специальных туалетах для инвалидов, которые есть в каждом крупном супермаркете и во всех общественных местах.

В других развитых странах уровень помощи людям с ограниченными возможностями также очень высок.

Например, в Германии ни одному автомобилисту не придет в голову занять место на парковке, предназначенное для инвалида.

В Испании в метро помимо эскалаторов действуют лифты для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить. Цифры на кнопках таких лифтов продублированы на азбуке Брайля для слабовидящих.

Российским инвалидам о такой заботе остается только мечтать.

В Минтруде РБК заявили, что хотя в отечественном нормотворчестве воспринят лучший мировой опыт и задачи решаются те же, все же в отношении исполнения норм «Россия не всегда лидирует».

Так, например, все в той же Испании существует балльная оценка доступности городской инфраструктуры, и оценку эту проводят как муниципальные власти, так и общественные организации инвалидов.

В нашей стране такие подходы только формируются.

Жестокая реальность

По данным мониторинга, проведенного Всероссийским обществом инвалидов (на 1 июля 2011г.

), из 60 региональных организаций общества, участвовавших в опросе, лишь московская указала на то, что оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного дизайна осуществляется довольно быстро и с достаточно разнообразным набором используемых приспособлений. В то время как 75% опрошенных заявили об обратном.

Многие организации ВОИ также отмечали, что вся безбарьерная «модернизация» уже действующих объектов социальной инфраструктуры «носит едва ли не демонстративно формальный характер и имеет весьма слабое отношение к реальному решению проблемы барьерной среды».

По мнению Всероссийского общества слепых, в частности, требуют срочного решения вопросы доступности транспорта для этой категории граждан в части подготовки специалистов для оказания помощи и сопровождения инвалидов от входа на вокзал и до места посадки на транспортное средство, оборудования вокзалов кнопками вызова работников, оформления сайтов транспортных средств в соответствии с действующими стандартами.

Проблемы формирования «доступной среды» для инвалидов постоянно поднимаются и в российских СМИ. Так, недавно сообщалось об инвалиде из Екатеринбурга Александре Мокине, который отсудил у кафе 100 тыс. руб. моральной компенсации за то, что персонал не пустил его на порог заведения.

Также периодически появляется информация о том, что пассажиры-инвалиды часто сталкиваются с нежеланием авиакомпаний оказать им услуги перевозки. Кроме того, в январе 2012г.

на встрече Дмитрия Медведева, бывшего тогда президентом РФ, со студентами журфака МГУ обсуждался вопрос о том, что при строительстве станции московского метро «Славянский бульвар» был построен лифт для инвалидов, однако, чтобы до него добраться, нужно пройти четыре лестничных пролета.

И, конечно же, нельзя не вспомнить случай, всколыхнувший всю российскую общественность, когда детей с аутизмом не хотели пускать на экскурсию в Московский океанариум.

» проблема обеспечения доступности для инвалидов инфраструктуры, услуг и всех сторон общественной жизни — не в несовершенстве законодательства, недостатке средств или специалистов. Она состоит в отношении большинства людей к инвалидам как к другим, не таким как все.

И это создает барьер, который не преодолеть никакими перилами и пандусами», — считает директор департамента по делам инвалидов Минтруда Григорий Лекарев.

По последним данным социологических исследований, представленных министерством, лишь 33% опрошенных инвалидов высказались положительно об отношении окружающих к их проблемам.

Опираясь на все эти факты, можно прийти к выводу, что вечный вопрос «Кто виноват?» как всегда остается открытым. Тем не менее очевидно, что никто — ни государство, ни общество — не должен забывать о необходимости помогать людям с ограниченными возможностями и перекладывать свою ответственность на других.

Ксения Петрова, РБК

Источник: https://xn--80aaakcmal4atbv0dydde.xn--p1ai/news/info/item/671-nedostupnaya-dlya-invalidov-sreda

Недоступная среда для инвалидов Батайска

Недоступная для инвалидов среда

Пока власть отчитывается о проделанной работе, планах на этот год и потраченных миллионах по программе «Доступная среда», инвалиды Батайска попросили установить пандус у входа в офис общества инвалидов у депутата Госдумы Михаила Емельянова. Депутат пообещал помочь, а нашей власти недосуг…

Вход в офис Общества инвалидов Батайска пандусом не оборудован

На сайте Администрации Батайска появился отчет-план о проделанной и предстоящей в этом году работе по программе «Доступная среда». Сообщается, что в Батайске проживает около семи тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья, в их числе более двухсот детей.

В прошлом году в школах открыли два класса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, по федеральной программе 14 учреждений образования, культуры и спорта вошли в список объектов, финансируемых из областного бюджета.

В спортшколах, УСЗН, ДК города, библиотеках, музее и других учреждениях расширили входные проемы, устроили пандусы, отремонтировали и оборудовали санузлы, заменили напольное покрытие. А кое-где заменили даже и уличную тротуарную плитку. Общая сумма финансирования составила 14 миллионов, из которых местный бюджет заплатил четыре.

А в этом году планируют оборудовать еще 23 объекта за счет местного бюджета. И уже в первом полугодии на эти цели уйдет около 10 миллионов рублей. В первую очередь, подрядчик займется установкой новых остановочных комплексов в четырех наиболее посещаемых точках Батайска. Это остановки автобусов по ул.

Куйбышева, 136, возле ЦГБ, у поликлиники в Авиагородке, на ул. М. Горького в Западном Батайске, возле детсада №3, и по ул. Луначарского у детсадов №5 и №11. Также будут проведены работы в детской музыкальной школе 31 и некоторых отделениях ЦГБ.

— Во втором полугодии запланировано ввести в программу «Доступная среда» поликлиники №2, №3 и №4, женскую консультацию. Также будут реконструированы помещения школы №4 («Олимпия»), ГКДЦ и обустроена детская площадка для малышей с ограничениями по здоровью по ул. Рабочей, 87, — рассказали в пресс-службе Администрации.

Но всех этих мер недостаточно. Именно так сказала БВ председатель Всероссийского общества инвалидов по Батайску Галина Ваниева.

— Пандусы и другие меры должны быть не только в каких-то отдельных учреждениях, а везде. У застройщиков не должны принимать дома, не оснащенные для инвалидов. И Батайск пока очень отстает в этом вопросе, отметила Галина Михайловна.

По словам председателя общества, в которое входит 800 человек (среди них 18 колясочников), власть почему-то не включила в свои планы офис общества, который находится на первом этаже дома Энгельса,172/Крупская,40. Крутые ступени уже давно разваливаются, а пандуса никогда не было.

-Только представьте, когда на прием приезжают колясочники, мы вынуждены с ними общаться на улице… — рассказала Ваниева.

Не лучше ситуация и в самом офисе, где давно требуется ремонт, где о рваный линолеум спотыкаются и падают те самые инвалиды, для которых и переоборудуют ДК и библиотеки. Почему-то именно там стелют крепкий ремонт, который выдержит коляски.

Кстати, в конце прошлого года в офис по просьбе Ваниевой приходила заммэра по соцвопросам Наталья Кузьменко, которая осмотрела помещение, и, по словам председателя, согласилась с тем, что ремонт необходим. Однако по сей день никаких изменений не произошло.

В итоге, в марте председатель решила больше не ждать и … попросить помощи у депутата Госдумы Михаила Емельянова, проводившего прием в Ростове. И именно он обещал помочь установить пандус! (Попросить еще и сделать ремонт женщине было просто неудобно).На данный момент с Ваниевой связался помощник депутата, и уже  готова проектно-сметная документация.

Узнать о том, поможет ли наша власть сделать ремонт в офисе общества, пока не представляется возможным. Но судя, по выложенным планам на 2017 год, которые, кстати, пресс-службе представила именно заммэра по соцвопросам Наталья Кузьменко, в этом году на инвалидов денег не нашли.

Слишком крутой пандус в здании Администрации

— Никто в Батайске не обращает внимания на проблемы инвалидов, — резюмировала Галина Михайловна.

Между тем, уже во второй раз на помощь батайчанам приходят не местная власть и силовые структуры, а депутаты Госдумы. Так, совсем недавно, депутат Антон Гетта помог батайчанке, которая «попалась в сети» некого медцентра и  вышла оттуда с кредитным договором на 50 тысяч рублей. Только вмешательство Гетта помогло его расторгнуть…

Юлия Дорошенко

Источник: http://wap.battime.ru/story/nedostupnaya-sreda-dlya-invalidov-bataiska

Недоступная среда: туристический Петербург теряет деньги, отпугивая инвалидов из других городов и стран

Недоступная для инвалидов среда

Согласно данным официальной статистики, город на Неве лишь в 30 процентах случаев пригоден для проживания людей с ограниченными возможностями. По программе «Доступная среда» переоборудованию подлежат 888 объектов. Сделано лишь чуть более 100.

О недоступных возможностях доступной среды — корреспондент НТВ Александр Щерба.

Для тысяч инвалидов 2011 был годом великой надежды. Приняли федеральную программу — «Доступная среда». Предполагалось потратить миллиарды рублей на стирание границ между обычными, здоровыми людьми и теми, кого несчастье приковало к инвалидному креслу.

Для решения задач задействовали восемь министерств и два федеральных агентства.

В выигрыше должны оказаться все: и с точки зрения юридического права (Россия строго выполняет Конвенцию о правах инвалидов), и с точки зрения бюджета, который мог бы увеличиться на 17 процентов, если бы люди с ограниченными возможностями жили так же, как и все. Для Петербурга с его туристической привлекательностью это были бы совсем не плохие деньги.

Мария Бондарь, исполнительный директор туристической компании для маломобильных людей: «Если сравнивать с Петербургом 10 лет назад, то можно сказать, что изменения произошли. А вот если сравнивать Петербург с другими городами Европы или Америки, то он недоступный. Об этом пишут все туристы. Если подходить строго и по-настоящему, то Питер — город недоступный».

Любой туристический бизнес держится на базовых принципах: размещение, питание, передвижение и, собственно, сами достопримечательности. У Петербурга проблем нет только с последним. Один из дней в центре города. За несколько часов — ни одного человека в инвалидной коляске.

Неужели никому не интересен Невский? Интересен. Но человеку с ограниченными возможностями здесь очень тяжело. Пешеходная зона, удобная для коляски, это дорога в никуда. По обеим сторонам магазины и кафе, но, глядя на вход, понимаешь: не для тебя.

Если верить Интернету, то в Петербурге есть гостиницы с номерами, оборудованными для людей с ограниченными возможностями. Остановиться можно в недорогих отелях (в среднем, три тысячи за сутки) и в отелях премиум-класса. Тут цена уже варьируется от 10 до 18 тысяч рублей.

О ценовой политике создатели гостиницы, предназначенной только для инвалидов-колясочников, пока говорить не торопятся. Ее обещают открыть уже к лету. Никаких ноу-хау не придумывали.

Просто сделали так, чтобы человеку, находящемуся в кресле, здесь было удобно.

Широкие дверные проемы, пандусы, оборудованные санузлы, пониженная стойка регистрации, отмечает корреспондент НТВ Дарья Криволапова.

Ольга Вагнер, создатель гостиницы для инвалидов: «Главное в этом — универсальность. Любой человек должен придти на коляске, без коляски, как угодно, временно потерявший свои физические качества. Он должен придти и разместиться удобно».

Чиновники проект признали инновационным и выделили небольшое финансирование. Правда, большую часть денег на ремонт и обустройство отеля пожертвовал один из петербуржцев — инвалид второй группы, который пожелал остаться неизвестным.

Также не за бюджетные деньги решается вопрос с перемещением по городу маломобильных людей. Метрополитен оснастил все станции импортными устройствами, помогающими спускаться по лестнице и эскалатору. И хотя процесс долгий, но это уже плюс. Ведь еще недавно путь в метро человеку в инвалидном кресле был абсолютно закрыт.

Сергей Поюнов, инвалид-колясочник: «Страшно немного, тем более что пришлось спиной выгибаться. Я хочу выразить благодарность. Во всяком случае, метрополитен хотя бы что-то предпринял».

Сергей Антонов, чемпион мира и Европы по спортивным бальным танцам на колясках, участник церемонии открытия и закрытия Зимних Паралимпийских игр-2014: «В Европе поездить удалось. У них это изначально не было такой мысли, что в обществе нет инвалидов.

Человек, у которого есть магазин, мастерская, любое общественное место, он идет к властям и говорит: „У меня нет доступности, а рядом живет два, три, десять человек с инвалидностью“. Ему отвечают: „Вот тебе дотация, делай — не вопрос“. У них менталитет другой».

Получается, что если сроки реализации программы «Доступная среда» не будут сдвинуты, то уже в конце следующего года в России и в Петербурге в частности жизнь инвалидов-колясочников изменится до неузнаваемости к лучшему. Только, по словам самих главных героев, это утопия.

Если и произойдет, то незначительно. Люди с ограниченными возможностями будут вынуждены продолжать сидеть в своих домах в Ярославле и Волгограде, Ростове и Москве и любоваться красотами Петербурга по фотографиям и телевизионной картинке.

Источник: https://www.ntv.ru/novosti/881818/

Недоступная среда

Недоступная для инвалидов среда

Любой россиянин, приезжая в Западную Европу или США, удивляется количеству инвалидов, которые свободно передвигаются по улицам, сидят в ресторанах и ходят на экскурсии. Кажется, что в России их несоизмеримо меньше.

На самом деле это не так, хотя официально число инвалидов в России – одно из самых низких в Европе (пенсию по инвалидности получает сегодня почти каждый десятый россиянин).

Но причина этого вовсе не в богатырском здоровье наших сограждан.

Для получения или подтверждения своего статуса любому инвалиду приходится тратить немало сил и нервов.

Условия подтверждения сопровождающего человека хронического заболевания настолько запутаны и сложны, что многие из тех, кого за рубежом без проблем посчитали бы инвалидами, у нас добровольно отказываются от боев за группу и сопровождающих ее льгот. Дабы не растерять остатки и без того хрупкого здоровья.

В нашей стране просто нет условий для того, чтобы люди с физическими или психологическими проблемами могли жить полноценной жизнью, хотя забота о них отражена в критериях оценок работы чиновников и губернаторов.

Утвердили и забыли

В этом году правительство РФ продлило программу «Доступная среда» до 2020 года. Утвердили ее быстро, вместе с теми недостатками, на которые указывали при обсуждении документа представители общественных организаций инвалидов, Общественной палаты РФ и Общероссийского народного фронта.

Спешили, чтобы успеть заложить инвалидные деньги в бюджет.

Многих не устраивало, что новую программу принимали в спешке, без обстоятельного анализа того, что было сделано для инвалидов раньше, без показателей, по которым можно было бы судить об эффективности принятых мер по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями.

Никого из высокопоставленных чиновников почему-то не насторожило, что рейды и исследования, проводимые Центром «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта с участием народных контролеров из разных регионов страны, выявляют существенную разницу между официальными отчетами и оценками простых граждан, в интересах которых и создавалась эта программа.

Реальность такова, что многие проблемы, с которыми, так или иначе. сталкиваются инвалиды, по-прежнему связаны в первую очередь с отсутствием безбарьерной среды.

На практике это означает, что 12,9 млн официально зарегистрированных граждан с инвалидностью зачастую просто не могут самостоятельно выйти из дома, добраться до поликлиники, магазина или института. Иными словами, эти люди не имеют возможности пользоваться обычными благами, доступными другим гражданам.

Между тем на выполнение мероприятий первого этапа госпрограммы было выделено около 168,5 млрд руб. А на программу до 2020 года заложили сумму почти втрое большую – 494,7 млрд рублей.

Вот и возникает вопрос: как будут потрачены такие немалые деньги, на которые можно было бы серьезно поддержать инвалидов? Поводом для подобных сомнений служат ситуации, связанные с неприступной городской средой, с которой каждый день сталкиваются люди с ограниченными возможностями, выходя из дома.

В Москве на улице Беловежской, в доме со специальными квартирами для людей на инвалидных колясках четыре года не работал подъемник: его никак не могли передать на баланс обслуживающей компании, и запустить механизм было некому.

Все это время четверо инвалидов писали письма в разные инстанции, но на них просто не обращали внимания.

Подъемник починили только тогда, когда о проблеме запертых в четырех стенах людях московский телеканал «Доверие» снял ток-шоу, приведя к ним буквально за руку замглавы управы и жилинспектора.

Один из жильцов дома Владимир Виноградов, который и обратился на телевидение, доволен тем, как все разрешилось. После приезда съемочной группы инвалидам установили поручень от подъезда до автобусной остановки, где дорога идет под уклон и зимой скользко, и парковку помогли оборудовать, да еще и ограждение поставили.

На прием к врачу… ползком

В январе 2016 года бывший губернатор Корякского автономного округа Владимир Логинов ползком добирался по лестнице Хабаровской краевой больницы № 1 на прием к врачу-сурдологу – за справкой об инвалидности. У Логинова сахарный диабет, ампутирована нога и частично потерян слух.

В лифт его коляска не влезла, и бедняга ползком добирался до врача. За две недели до этого супруга экс-губернатора предупредила больницу о визите такого пациента, но ей заявили, что его доставка на верхний этаж – «ее проблемы».

Супруги сняли подъем на видеокамеру и обнародовали запись.

После шумихи в СМИ районная прокуратура внесла представление главврачу больницы Сергею Пудовикову и подала в суд на Минздрав и медучреждение из-за неадаптированного лифта. Главврачу пришлось публично извиниться. Он пообещал, что теперь любому человеку с инвалидностью в его больнице будет доступен любой врач.

В Красноярске за последнее время произошло сразу несколько громких историй, связанных с недоступностью среды. Год назад обычные жители домов протестовали против установки пандусов для соседки-инвалида и для детского инклюзивного центра.

В июне 2016-го пенсионер Владимир Журат разбил кувалдой бордюр, который не давал ему проехать на коляске к поликлинике. После инцидента мэрия пообещала адаптировать вход и не спрашивать с Журата материальный ущерб.

Позже он объявил голодовку, чтобы на его ежедневном маршруте, наконец, оборудовали съезды с тротуаров.

А вот в июле случилось наихудшее: в том же городе покончил с собой взрослый мужчина, который три года не мог выйти из дома из-за отсутствия пандуса. В предсмертной записке он указал, что больше не хочет быть обузой.

Чиновники оправдывались тем, что предлагали ему и его 78-летней матери альтернативу: мобильный пандус (с ним, кстати, пожилая женщина не смогла справиться) и помощь волонтеров. А оборудовать подъезд городская администрация обещала во время планового капремонта дома… в 2038 году.

Иркутские инвалиды-колясочники решили отстаивать свои права через акции протеста. Сначала провели пикет в защиту своих прав на реабилитацию. Но никакой реакции властей не последовало.

Спустя месяц организовали митинг под лозунгами: «Я хочу ходить», «Для нас реабилитация, это право на жизнь», «Это может случиться с каждым».

Как рассказал председатель «Благотворительного фонда помощи инвалидам имени преподобного Ильи Киево-Печерского Муромца» Сергей Макеев, в Иркутской области нет реабилитационного центра регионального значения, где бы инвалиды-колясочники и инвалиды с проблемами опорно-двигательного аппарата проходили реабилитацию.

Не лучше обстоит дело с адаптацией офисов банков для маломобильных граждан. Лишь 45 процентов банковских учреждений по всей стране оказались оборудованы пандусами и широкими дверными проемами для людей, передвигающихся в инвалидных креслах. Из этих 45 процентов банков только у половины оказались предусмотрены парковки для инвалидов.

– В банки я хожу редко, но, судя по тому, о чем говорят мои товарищи с инвалидностью, ситуация в банках по доступной среде примерно такая же, как и по стране в целом, — большинство зданий для инвалидов не приспособлены, – рассказал журналистам депутат Госдумы, вице-президент Паралимпийского комитета РФ Олег Смолин.

– Многие банки отказывают инвалидам даже тогда, когда доходы человека с инвалидностью позволяют оформить кредит. Вопросом специально занималась президентская комиссия по делам инвалидов, в которой я работаю. Было принято решение о недопустимости подобной дискриминации.

Но до банковской структуры оно по-настоящему еще не дошло.

Гладко было на бумаге

К сожалению, мы часто видим, что нормы, хорошо прописанные на бумаге, не всегда действуют так, как нужно в жизни.

Когда читаешь Постановление правительства РФ «О мерах по обеспечению доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» от 9 июля 2016 года №649, то создается впечатление, что сделан серьезный шаг для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями.

В документе, в частности, говорится о том, что территория вокруг дома, где проживает инвалид, должна иметь не скользкое и не рыхлое покрытие, должна быть оборудована тактильными полосами из рельефной плитки, а входная дверь в подъезд должна быть выделена контрастным цветом.

Высота порогов не должна превышать 1,5 см, а коридоры не должны быть уже 1,5 м. Прекрасно! Но достаточно выйти из подъезда, как все описанное в документе представляется далекой от жизни фантазией.

С наплевательским отношением к инвалидам мы сталкиваемся чаще всего потому, что принимаемые властью документы грешат неопределенностью и расплывчатостью.

Недостаточно из Москвы указать, какой высоты должны быть пороги подъезда, где живет инвалид.

Надо, чтобы у местной власти нашлись средства для исполнения обозначенного в документах требования и главное — желание помочь людям, отрезанным болью от внешнего мира.

В конечном счете, все, что пишется чиновниками, как считает директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев, должно иметь конкретные измерения, только тогда можно рассчитывать на конкретные перемены к лучшему.

Говорить сейчас о том, какой процент инвалидов нуждается в улучшении условий проживания, очень сложно. Но речь идет о практически всем жилом многоквартирном фонде страны.

«Именно поэтому важно выработать такую норму проверки многоквартирного дома, которая была бы применима в любом регионе, в любом муниципалитете. Более того, очень важно ответить на вопрос: что будет сделано, если комиссия в каком-то случае признает ремонт невозможным.

В постановлении правительства эта ситуация не прописана. Пока что не известно, каким образом в таком случае будут соблюдены права инвалида», – заключает Николаев.

Активисты Общероссийского народного фронта требуют от чиновников честного выполнения данных им обещаний. И, как правило, после проверок находятся деньги на создание доступной среды для инвалидов. Недавно ОНФ проверил доступность станций нижегородского метрополитена для маломобильных и слабовидящих граждан, вокзалы в Сочи, Адлере и Новороссийске.

Недостатки устраняются. Но к каждому дому контролера не приставишь.

Руководители отчитываются о том, сколько пандусов и съездов для инвалидов поставили, а то, что передвигаться по ним в инвалидных колясках без посторонней помощи небезопасно, никого не волнует.

Равнодушие чиновников отражает общее отношение нашего общества к инвалидам.

Не от того ли и создание «благоприятной среды» для людей с ограниченными возможностями во многих городах все еще остается на уровне призывов?

Специально для «Столетия»

Источник: http://www.stoletie.ru/obschestvo/nedostupnaja_sreda_743.htm

Судебный вердикт
Добавить комментарий