Может ли пристав-исполнитель объявить должника в розыск по собственной инициативе?

6.3.5. Розыск должника, имущества должника или розыск ребенка

Может ли пристав-исполнитель объявить должника в розыск по собственной инициативе?

К составляющим содержание стадии подготовки к принудительному исполнению относятся действия, направленные на установление местонахождения должника, его имущества, розыск ребенка.

Закон об исполнительном производстве относит указанные розыскные действия к числу исполнительных действий (п. 10 ч. 1 ст. 64). По своему же предназначению они носят подготовительный

Исполнительное производство

152 характер, так как предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов.

Основаниями для объявления розыска служит отсутствие сведений о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка.

Исходя из части 1 ст. 65 Закона об исполнительном производстве, объявление розыска возможно по исполнительным документам, содержащим следующие требования:

о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

о взыскании алиментов;

о возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца;

об отобрании ребенка.

В этих случаях судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника. Данное постановление подлежит утверждению старшим судебным приставом.

Требования постановления судебного пристава-исполнителя содержатся в части 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Кроме того, постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде (ч. 4 ст. 14, ст. 121—128 Закона об исполнительном производстве).

Местом объявления розыска является место исполнения исполнительного документа, т.е. последнее известное место жительства или место пребывания должника, местонахождения имущества должника либо место жительства взыскателя.

Действия по розыску могут совершать судебные приставы-исполнители самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел.

При этом розыск должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина осуществляется Федеральной службой судебных приставов по заявлению взыскателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Розыск же должника-гражданина и розыск ребенка осуществляются органами внутренних дел. Вместе с тем отметим, что указанные исполнительные действия органы внутренних дел не могут совершать по собственной инициативе.

Для их осуществления необходимо, чтобы судебный пристав-исполнитель вынес постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.

Глава 6. Стадии исполнительного производства

Представляется, что изложение статьи 65 Закона об исполни- 153 тельном производстве является не вполне удачным. Из буквального и системного толкования частей 1 и 4 указанной статьи следует, что, с одной стороны, судебный пристав-исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению взыскателя вынести постановление о розыске (ч.

1), однако, с другой стороны, сам розыск (розыскные мероприятия) осуществляются службой судебных приставов только по заявлению взыскателя (ч. 4).

Получается ситуация, при которой судебный пристав-исполнитель, вынося, допустим, по своей инициативе постановление о розыске должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина, тем не менее собственно розыск вправе будет осуществлять только при условии подачи соответствующего заявления взыскателем.

Безусловно, такое положение дел выглядит неоправданным и позволяет нам говорить, вероятнее всего, о несовершенстве юридической техники при изложении статьи нормативного правового акта.

Более того, закон так и не возложил прямой обязанности по осуществлению розыска ни на судебных приставов-исполнителей, ни на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, приводя лишь общую формулировку о том, что розыск осуществляется Федеральной службой судебных приставов (ч.

4 ст. 65 Закона об исполнительном производстве). В свою очередь, Закон о судебных приставах в статьях 11,12 также не возлагает обязанности по осуществлению розыска на судебных приставов, указывая лишь на то, что судебный пристав-исполнитель имеет право объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

При таких обстоятельствах налицо неопределенность законодателя в вопросе о том, какие категории государственных гражданских служащих в Федеральной службе судебных приставов должны осуществлять розыск должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина.

Справедливости ради подчеркнем, что регламентация данных вопросов в настоящее время все-таки существует, однако лишь на подзаконном уровне. Так, приказом Минюста России от 21 сентября 2007 г.

№ 192 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) (далее — Административный регламент).

Согласно данному документу организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) осуществляют:

Исполнительное производство

154 в центральном аппарате ФССП России — отдел организации работы по розыску имущества должников Управления организации работы по реализации имущества должников;

в территориальном органе ФССП России — самостоятельный отдел (группа в составе отдела) аппарата управления территориального органа ФССП России, на который возложены функции по организации работы розыска должников и их имущества.

Непосредственное осуществление функций по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России, наделенных приказом (распоряжением) за подписью руководителя территориального органа ФССП России полномочиями по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации). Указанные государственные служащие службы именуются судебными приставами-исполнителями по розыску.

В целом исполнение государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) включает в себя следующие административные процедуры:

организация розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);

обеспечение расходов по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);

ведение розыскного дела;

выполнение мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);

осуществление контроля за реализацией полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);

порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) должностными лицами в ходе исполнения государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации).

На основании постановления судебного пристава-исполнителя о розыске судебный пристав-исполнитель по розыску выносит постановление о заведении розыскного дела. Копии постановления о заведении розыскного дела не позднее следующего дня после его вынесения направляются судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, и взыскателю.

Розыскное дело должно быть заведено не позднее следующего дня после вынесения постановления о заведении розыскного дела

Глава 6. Стадии исполнительного производства

и должно включать в себя: 1) опись находящихся в розыскном деле 155 документов; 2) копию постановления о розыске; 3) постановление о заведении розыскного дела; 4) копию исполнительного документа; 5) ряд иных документов, предусмотренных в Административном регламенте.

Розыскное дело имеет пометку «Для служебного пользования», так как в нем собраны документы, содержащие информацию ограниченного распространения, в частности сведения о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации).

Право знакомиться с материалами розыскного дела имеют 1) руководитель территориального органа ФССП России; 2) его заместитель, курирующий данное направление деятельности; 3) старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России, в котором заведено разыскное дело; 4) иные лица, осуществляющие на основании соответствующего организационно-распорядительного документа проверку деятельности структурного подразделения по направлению розыска.

Взыскателю, судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, предоставляется справка о результатах розыска не позднее следующего дня после поступления соответствующего запроса судебного пристава-исполнителя, у которого на исполнении находится исполнительное производство, либо письменного заявления взыскателя.

Прекращенное розыскное дело сдается в архив в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству ФССП России, утвержденной и введенной в действие приказом ФССП России от 27 декабря 2006 г. № 179.

Срок хранения прекращенных розыскных дел составляет 5 лет. Контроль за ведением учета розыскных дел в структурном подразделении территориального органа ФССП России возлагается на старшего судебного пристава.

Основанием для проведения розыскных мероприятий является утвержденное старшим судебным приставом постановление судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство, о розыске.

Что касается непосредственных розыскных действий, то предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель по розыску в течение трех дней после получения копии постановления о розыске, вынесенного судебным приставом-исполнителем, на исполнении у которого находится исполнительное производство: 1) выносит постановление о заведении розыскного дела; 2) разрабатывает при возможном участии взыскателя план проведения розыскных мероприятий по

Исполнительное производство

156 розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации); 3) регистрирует розыскное дело в журнале учета розыскных дел; 4) заполняет информационную карту ИК-1 для занесения в базу данных информации о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации).

При этом судебный пристав-исполнитель по розыску при осуществлении возложенных на него полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) проводит следующие основные действия: 1) на основании запросов получает информацию из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, о должнике-организации и имуществе должника; 2) проверяет поступившую информацию о должнике-организации и имуществе должника путем опроса граждан при выходе в предполагаемые места нахождения должника-организации и имущества должника; 3) направляет в трехдневный срок с момента поступления информации о местонахождении должника-организации и имущества должника сведения о должнике-организации и имуществе должника (ориентировку) в другие структурные подразделения территориального органа ФССП России, в котором возбуждено исполнительное производство, если имеются основания предполагать, что разыскиваемые должник-организация либо имущество должника (гражданина или организации) находятся на подведомственной этим подразделениям территории; 4) предпринимает иные действия, необходимые для проведения розыска.

Отметим, что розыск должника-организации и имущества должника прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, утверждаемого старшим судебным приставом.

Данное постановление выносится в случаях: 1) установления места нахождения должника-организации; 2) установления места нахождения имущества должника (гражданина или организации) (полностью или частично), его описи и ареста; 3) выполнения всех мероприятий по розыску, предусмотренных планом розыскных мероприятий; 4) истечения срока проведения розыскных мероприятий; 5) воспрепятствования осуществлению розыскных мероприятий со стороны взыскателя; 6) окончания исполнительного производства.

По результатам проведения розыскных мероприятий судебный пристав-исполнитель по розыску составляет справку, утверждаемую старшим судебным приставом, копии которой вместе с копиями постановления о прекращении розыскного дела направляются взыска

Глава 6. Стадии исполнительного производства

телю и судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого /57 находится исполнительное производство.

Административный регламент устанавливает, что срок проведения розыскных действий не может превышать двух месяцев со дня вынесения постановления о заведении розыскного дела.

Указанный срок может быть продлен на два месяца в случаях: 1) необходимости проведения дополнительных розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным Административным регламентом; 2) если розыскные мероприятия, предусмотренные планом, не могут быть выполнены в установленный срок по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя по розыску. С учетом статьи 14 Закона об исполнительном производстве по данному поводу должно быть вынесено соответствующее постановление.

Закон об исполнительном производстве расходы по розыску должника, его имущества и розыску ребенка относит к расходам по совершению исполнительных действий.

Расходы по розыску должника-гражданина и розыску ребенка определяются на основании заявления органа внутренних дел, осуществлявшего такой розыск, а расходы по розыску должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина — на основании расчета, производимого территориальным органом ФССП России

Источник: https://the-books.biz/ispolnitelnoe-proizvodstvo-uchebnik/635-rozyisk-doljnika-imuschestva-doljnika-ili.html

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Может ли пристав-исполнитель объявить должника в розыск по собственной инициативе?

Действиями по подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению почти всегда будут действия по установлению места нахождения должника, а также его имущества, а в некоторых случаях и розыск должника и (или) розыск имущества должника.

Закон об исполнительном производстве согласно ст. 64 розыскные действия относит к исполнительным действиям. По своему же назначению они носят подготовительный характер, так как предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов1См.: Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: Учебник. М., 2009. С. 151-152..

Выявление местонахождения должника или его имущества может осуществляться в двух формах:

  1. установление должника и (или) его имущества в ходе исполнительного производства;
  2. розыск должника и (или) имущества должника в ходе розыскных мероприятий, проводимых на основании заведенного розыскного дела судебными приставами-исполнителями, на которых возложены соответствующие полномочия (далее — судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск).

Давая подобную классификацию, необходимо отметить, что она достаточно условна. Законодательство об исполнительном производстве не определяет, какие именно исполнительные действия, осуществляемые судебным приставом-исполнителем, включаются в содержание розыска.

Кроме того, это обусловлено и тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона об исполнительном производстве в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

В соответствии с подзаконными актами после объявления розыска (вынесения постановления) в подразделении службы судебных приставов заводится розыскное дело, розыск поручается судебному приставу-исполнителю, входящему в специально созданную «группу розыска».

При этом сотрудники указанной группы — судебные приставы-исполнители по розыску имеют те же самые полномочия, что и судебные приставы-исполнители, работающие по территориальному принципу.

До настоящего момента не существует определенности в вопросе о том, какие действия совершаются в рамках розыска имущества, а также четкое отделение розыска от других форм выявления имущества должника (осмотра помещений и направления запросов).

Так, например, законодательство об исполнительном производстве не проводит грани между действиями, которые должен совершить судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства по выявлению местонахождения должника и (или) его имущества, и действиями, которые должен совершить судебный пристав-исполнитель по розыску в ходе ведения розыскного дела.

По данному вопросу существуют весьма противоположные точки зрения.

Первая заключается в том, что объявление розыска должника или его имущества предполагает совершение судебным приставом-исполнителем действий по направлению запросов в правоохранительные, налоговые, регистрационные органы, выезд на возможное место нахождения должника или его имущества и т.д.

, что по исполнительным документам о взыскании денежных сумм производится только по волеизъявлению взыскателя и не является обязательной стадией исполнительного производства2См.: Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005 г. № 263-0 // СПС «КонсультантПлюс»..

Следовательно, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства может проверить лишь наличие имущества по адресу, указанному в исполнительном документе, и наложить арест (обратить взыскание) на денежные средства, находящиеся на известных счетах.

Вторая точка зрения заключатся в том, что судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства должен принять все исчерпывающие меры по выявлению (розыску) должника и (или) его имущества и обратить на него взыскание.

Ситуацию усугубляет и то, что ни законодательство об исполнительном производстве, ни ведомственные правовые акты Минюста России, ФС'СП России не определяют перечень обязательных запросов, подлежащих направлению по исполнительному производству, ограничиваясь лишь общим указанием на их необходимость.

Так, согласно приказу Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2010 г.

№ 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» запросы, оформляемые по установленной форме, по исполнительным производствам с требованиями имущественного характера направляются в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в банки и иные кредитные организации, иные органы, а также лицам, осуществляющим учет прав на ценные бумаги, с письменного разрешения старшего судебного пристава. Запросы по исполнительным производствам с требованиями неимущественного характера оформляются с учетом специфики исполнительного документа.

Запросы в регистрирующие органы направляются не позднее двух дней после истечения срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа3См.: Приказ Минюста России от 10 декабря 2010 г. № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов»..

Таким образом, определенная грань между действиями судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству и розыскными мероприятиями, проводимыми судебным приставом-исполнителем по розыску, отсутствует, что позволяет судебному приставу-исполнителю самостоятельно совершать все действия по розыску в ходе исполнительного производства.

Полагаем, в основе этой грани должна быть разница в объеме прав и полномочий судебного пристава-исполнителя как процессуального лица и судебного пристава-исполнителя по розыску как лица, наделенного полномочиями по розыску, что должно найти свое закрепление в законодательстве путем расширения полномочий судебного пристава-исполнителя осуществляющих розыск.

Сегодня розыск должника, его имущества, а также розыск ребенка в рамках исполнительного производства осуществляется судебными приставами-исполнителями, на которых возложены соответствующие полномочия. При необходимости судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, может обратиться за содействием в органы внутренних дел.

Также следует отметить, что розыск ответчика-гражданина по гражданскому делу, объявляемый в порядке ст. 120 ГПК РФ, также осуществляется судебными приставами-исполнителями.

В настоящее время в целях формирования нормативной базы, регулирующей вопросы межведомственного взаимодействия МВД России и ФССП России, ведется работа по подготовке совместных нормативных правовых актов.

Розыск в рамках исполнительного производства объявляется при отсутствии сведений о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка и осуществляется на территории Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами также на территории иностранных государств. Местом объявления розыска является место исполнения исполнительного документа либо последнее известное место жительства (место пребывания) должника или ребенка, место нахождения имущества должника либо место жительства взыскателя.

В зависимости от характера требований содержащихся в исполнительных документах или лица, являющегося взыскателем, розыск в рамках их исполнения может объявляться:

  • по собственной инициативе судебным приставом;
  • или по заявлению взыскателя.

Так, по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет:

    розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца.розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка.

Взыскатель также может обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением об объявлении розыска:

  • должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в его отсутствие;
  • должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в его отсутствие и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. руб.;
  • имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. руб.

Постановление о розыске должника, его имущества или розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска, утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск.

Постановление об объявлении розыска выносится в порядке, установленном для дачи поручения (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве) и подлежит немедленному исполнению.

В постановлении указываются те исполнительные действия и меры принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об объявлении розыска или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства, а в случае объявления розыска ребенка копия направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

На время производства розыска, в случае отсутствия необходимости совершения судебным приставом-исполнителем дополнительно исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, исполнительное производство может быть приостановлено.

В связи с изменениями, вступившими в силу с января 2012 г.

, судебный пристав- исполнитель, осуществляющий розыск, вправе запрашивать сведения из бюро кредитных историй, банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для осуществления розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, а по заявлению взыскателя вправе использовать также сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности. При производстве розыска должника-гражданина или ребенка судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, также вправе использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

Мероприятия, связанные с розыском должника, его имущества или розыском ребенка, судебный пристав-исполнитель вправе осуществлять в нерабочие дни и ночное время в связи со спецификой таких действий, обусловленной неотложным характером.

Если разыскиваемые должник, ею имущество, или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе через ведомственную сеть передачи данных, в территориальный орган ФССП России по месту объявления розыска. обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина судебным приставом, осуществляющим розыск, по месту его обнаружения совершаются те действия, которые были указаны в постановлении о розыске.

В случае если по месту обнаружения должника-гражданина не могут быть совершены определенные исполнительные действия и применены меры принудительного исполнения должник может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя.

Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск.

Расходы понесенные в связи с розыском должника, его имущества, а также розыском ребенка относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Взыскание расходов на розыск гражданина-ответчика производится на основании заявления территориального органа ФССП России путем выдачи судебного приказа в порядке, предусмотренном гл. 11 ГПК РФ.

Поскольку все розыскные мероприятия совершаются судебным приставом- исполнителем, здесь мы будем говорить обо всех возможных мероприятиях по выявлению должника и (или) его имущества, в том числе и в ходе исполнительного производства и в ходе розыска (розыскного дела).

Перечень и содержание мероприятий по выявлению имущества должника зависит, прежде всего, от вида должника (физическое лицо или юридическое лицо), а также от характера его финансово-хозяйственной деятельности.

Источник: https://isfic.info/fssp/pristav76.htm

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Может ли пристав-исполнитель объявить должника в розыск по собственной инициативе?

Закон об исполнительном производстве закрепляет возможность отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 38).

По заявлению взыскателя или по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более десяти дней.

Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

В ст. 38 Закона об исполнительном производстве имеется указание на обязательность вынесения судебным приставом- исполнителем постановления об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения или об отказе в их отложении.

В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

Копия данного постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

К составляющим содержание стадии подготовки к принудительному исполнению относятся действия, направленные на установление местонахождения должника, его имущества, розыск ребенка.

Закон об исполнительном производстве относит указанные розыскные действия к числу исполнительных действий (п. 10 ч. 1 ст. 64). По своему же предназначению они носят подготовительный характер, так как предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов.

Основаниями для объявления розыска служит отсутствие сведений о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка.

Судебный пристав-исполнитель объявляет розыск по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. При этом объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории РФ, а также в порядке, установленном международными договорами РФ, на территориях иностранных государств.

Розыск может объявляться:

  • – по инициативе судебного пристава-исполнителя или по заявлению взыскателя;
  • – исключительно по заявлению взыскателя.

В первом случае судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца.

Кроме того, по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка.

По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск исключительно по заявлению взыскателя. В этих случаях может быть объявлен розыск:

  • 1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;
  • 2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. руб.;
  • 3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. руб.

Постановление о розыске должника, его имущества или розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в 3-дневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

При этом данное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, и подлежит немедленному исполнению.

Согласно действующей редакции ст. 65 Закона об исполнительном производстве при производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для осуществления розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе.

Более того установлено, что для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника- гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

В настоящее время регламентация данных вопросов в настоящее время все-таки существует, однако лишь на подзаконном уровне. Так, приказом Минюста России от 21 сентября 2007 г. № 192 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) (далее – Административный регламент).

Согласно данному документу организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) осуществляют:

  • – в центральном аппарате ФССП России – отдел организации работы по розыску имущества должников Управления организации работы по реализации имущества должников;
  • – в территориальном органе ФССП России – самостоятельный отдел (группа в составе отдела) аппарата управления территориального органа ФССП России, на который возложены функции по организации работы розыска должников и их имущества.

Непосредственное осуществление функций по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) возлагается на судебных приставов- исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России, наделенных приказом (распоряжением) за подписью руководителя территориального органа ФССП России полномочиями по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации). Указанные государственные служащие службы именуются судебными приставами-исполнителями по розыску.

В целом исполнение государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) включает в себя следующие административные процедуры:

  • – организацию розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  • – обеспечение расходов по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  • – ведение розыскного дела;
  • – выполнение мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  • – осуществление контроля за реализацией полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  • – порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) должностными лицами в ходе исполнения государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации).

На основании постановления судебного пристава-исполнителя о розыске судебный пристав-исполнитель по розыску выносит постановление о заведении розыскного дела. Копии постановления о заведении розыскного дела не позднее следующего дня после его вынесения направляются судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, и взыскателю.

Розыскное дело должно быть заведено не позднее следующего дня после вынесения постановления о заведении розыскного дела и должно включать в себя: 1) опись находящихся в розыскном деле документов; 2) копию постановления о розыске; 3) постановление о заведении розыскного дела; 4) копию исполнительного документа; 5) ряд иных документов, предусмотренных в Административном регламенте.

Розыскное дело имеет пометку «Для служебного пользования», так как в нем собраны документы, содержащие информацию ограниченного распространения, в частности сведения о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации).

Право знакомиться с материалами розыскного дела имеют: руководитель территориального органа ФССП России; его заместитель, курирующий данное направление деятельности; старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России, в котором заведено розыскное дело; иные лица, осуществляющие на основании соответствующего организационно-распорядительного документа проверку деятельности структурного подразделения по направлению розыска.

Взыскателю, судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, предоставляется справка о результатах розыска не позднее следующего дня после поступления соответствующего запроса судебного пристава-исполнителя, у которого на исполнении находится исполнительное производство, либо письменного заявления взыскателя.

Прекращенное розыскное дело сдается в архив в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10 декабря 2010 г. № 682.

Контроль за ведением учета розыскных дел в структурном подразделении территориального органа ФССП России возлагается на старшего судебного пристава.

Основанием для проведения розыскных мероприятий является утвержденное старшим судебным приставом постановление судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство о розыске.

Что касается непосредственно розыскных действий, то предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель по розыску в течение трех дней после получения копии постановления о розыске, вынесенного судебным приставом-исполнителем, на исполнении у которого находится исполнительное производство: 1) выносит постановление о заведении розыскного дела; 2) разрабатывает при возможном участии взыскателя план проведения розыскных мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации); 3) регистрирует розыскное дело в журнале учета розыскных дел; 4) заполняет информационную карту ИК-1 для занесения в базу данных информации о должнике- организации и имуществе должника (гражданина или организации).

При этом судебный пристав-исполнитель по розыску при осуществлении возложенных на него полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) проводит следующие основные действия: 1) на основании запросов получает информацию из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, о должнике-организации и имуществе должника; 2) проверяет поступившую информацию о должнике-организации и имуществе должника путем опроса граждан при выходе в предполагаемые места нахождения должника-организации и имущества должника; 3) направляет в трехдневный срок с момента поступления информации о местонахождении должника-организации и имущества должника сведения о должнике-организации и имуществе должника (ориентировку) в другие структурные подразделения территориального органа ФССП России, в котором возбуждено исполнительное производство, если имеются основания предполагать, что разыскиваемые должник-организация либо имущество должника (гражданина или организации) находятся на подведомственной этим подразделениям территории; 4) предпринимает иные действия, необходимые для проведения розыска.

Отметим, что розыск должника-организации и имущества должника прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, утверждаемого старшим судебным приставом.

Данное постановление выносится в случаях: 1) установления места нахождения должника-организации; 2) установления места нахождения имущества должника (гражданина или организации) (полностью или частично), его описи и ареста; 3) выполнения всех мероприятий по розыску, предусмотренных планом розыскных мероприятий; 4) истечения срока проведения розыскных мероприятий; 5) воспрепятствования осуществлению розыскных мероприятий со стороны взыскателя; 6) окончания исполнительного производства.

По результатам проведения розыскных мероприятий судебный пристав-исполнитель по розыску составляет справку, утверждаемую старшим судебным приставом, копии которой вместе с копиями постановления о прекращении розыскного дела направляются взыскателю и судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство.

Административный регламент устанавливает, что срок проведения розыскных действий не может превышать двух месяцев со дня вынесения постановления о заведении розыскного дела.

Указанный срок может быть продлен на два месяца в случаях: 1) необходимости проведения дополнительных розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным Административным регламентом; 2) если розыскные мероприятия, предусмотренные планом, не могут быть выполнены в установленный срок по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя по розыску. С учетом ст. 14 Закона об исполнительном производстве по данному поводу должно быть вынесено соответствующее постановление.

Закон об исполнительном производстве расходы по розыску должника, его имущества и розыску ребенка относит к расходам по совершению исполнительных действий.

Расходы по розыску должника-гражданина и розыску ребенка определяются на основании заявления органа внутренних дел, осуществлявшего такой розыск, а расходы по розыску должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина – на основании расчета, производимого территориальным органом ФССП России.

Источник: https://studme.org/84782/pravo/otlozhenie_ispolnitelnyh_deystviy_primeneniya_prinuditelnogo_ispolneniya

Судебный вердикт
Добавить комментарий