Лечебная физкультура при ДЦП

Лфк для детей с дцп

Лечебная физкультура при ДЦП

Основное условие лечения: занятия должны быть регулярными. Врач, подбирая программу для пациента основываясь на его интеллектуальном развитии, возрасте и осложнения заболевания.

Для тренировки плохо развитых и скованных мышц тела у больных детей в реабилитационный комплекс включают специально разработанные программы ЛФК при ДЦП. Также можно данные упражнения добавить во время профилактики заболевания.

Одному эту болезнь не победить, нужен комплексный подход к лечению детского церебрального паралича. Пациенты, страдающие этим заболеванием, обязательно должны заниматься лечебной физкультурой, эти упражнения значительно укрепляют мышечную систему.

Влияние лечебно физической культуры

Несколько видов упражнений ЛФК для детей с ДЦП отлично восстанавливают здоровье. В ходе занятий обменные процессы начинают действовать, улучшается мозговая деятельность и сердечная система. Комплекс лечебной программы ЛФК при ДЦП состоит из нескольких процедур:

  • ЛФК.
  • Массажи.
  • Процедуры закаливания.
  • Поэтапная растяжка.
  • Мануальная терапия.
  • Тренировка для нормальной ходьбы.

Программа ЛФК для детей с ДЦП подбирается для каждого индивидуально. В эти занятия обязательно входят: игры с мячиком, расслабляющие упражнения, занятия в сидячем и лежащем положении, а также стимулирующие небольшие нагрузки.

Интересно! Если у ребенка стоит диагноз спастическая диплегия, тогда занятия должны обязательно сопровождаться непрерывными движениями.

Виды комплексных упражнений

В программы ЛФК для с ДЦП входят несколько занятий, к которым можно отнести:

  • Поэтапная растяжка мышц, для этого следует раскачивать верхние и нижние конечности тела с плавным ускорением.
  • Фиксирование рук и ног с помощью шин в одном положении.
  • Расслабляющие упражнения для мышц. Необходимо фиксировать конечности поочередно. В итоге ослабляется высокий тонус мышц и уменьшается количество хаотичных взмахов и поддерживаний.
  • Ходьба. Ее можно делать на одном месте или осуществлять по кругу помещения. Таким образом, ребенок учится ходить правильно.
  • Плавное разгибание и сгибание, в области суставов с массированием мышц.
  • Подъем по наклону. Это упражнение осуществляется только при помощи инструктора. Эта процедура хорошо тренирует мышцы ног и пресса, а также учит малышей удерживать равновесие.
  • Упражнения на выработку выносливости (прыжки на батуте, скакалка, прохождение туннелей).

Важный момент! Вся процедура происходит только под руководством инструктора ЛФК для детей с ДЦП.

Как действует массаж в лечебной методике?

Также в комплексные упражнения ЛФК для детей ДЦП входят массажные процедуры. Они эффективно помогают пациентам расслабиться, улучшают кровообращение, приводят в норму обменные процессы и убирают спазмы. Чтобы улучшить состояние опорно-двигательного аппарата нужно использовать несколько видов массажа:

  • точечный;
  • сегментарный;
  • классический.

После первого знакомства с методиками массажа, родители могут его делать малышу самостоятельно дома. Этим процедурам учат на специализированных курсах.

Также недавно разработан еще один комплекс упражнений ЛФК с детьми ДЦП. К этим процедурам можно отнести:

  • Непрерывное поглаживание конечностей, это быстро расслабляет мышцы.
  • Валяние благотворно влияет на большие области тела.
  • Катание, хорошо действует на плечевые и тазобедренные суставы.
  • Легкое поколачивание, способствует быстрому расслаблению мышц.
  • Растирание тела при помощи ладони, эта процедура отлично стимулирует мышцы спины, бедер и ягодиц.
  • Поглаживания прерывные, хорошо держат в тонусе все мышцы.

Важный момент! Все упражнения и массажи должны быть дозированы, увеличивать их продолжительность нужно постепенно, по мере улучшения состояния пациента.

Водные процедуры в бассейне

Занятия ЛФК с детьми ДЦП должны быть разными, в этот комплекс входят водные процедуры. Маленькие детки любят воду, но этот процесс должен длиться не более получаса, потому что мышцам нельзя переутомляться.

Занятия должны быть системными, в день их можно делать 2-3 раза, разовое посещение бассейна будут не эффективным. К водным процедурам нужно приучать малышей постепенно.

В любой программе ЛФК для детей с ДЦП существуют упражнения на воде. Эти процедуры проводятся только под контролем инструктора. В них входят:

  • Окунание тела в воду по плечи.
  • Легкое покачивание на воде.
  • Водная гимнастика (горизонтальное положение на животе, взмахи руками и ногами).

Дополнительные тренажеры

Существуют несколько видов тренажеров ЛФК для детей с ДЦП. Например, коврик с ребристой поверхностью. Ребенка следует по не многу приучать ходить по нему босиком.

Благодаря экспандеру можно быстро разработать моторику у деток. Также можно для этого использовать маленькие мешочки с пшеном или рисом.

Прыгуны и ходунки, специально разработанные для малышей с детским церебральным параличем, у них есть ортопедические вставки. Перед покупкой дополнительных тренажеров необходимо проконсультироваться с врачом.

Инструктор ЛФК для детей с ДЦП помогает каждому ребенку делать упражнения правильно, поддерживая его морально и физически.

Интересно! Все программы лечебной физкультуры разрабатывались группой медиков и ученых, которые учитывали все сложности и нюансы заболевания.

Теперь у родителей есть отличная возможность вылечить своих малышей в реабилитационном центре «САКУРА». При регулярных занятиях ЛФК для детей с ДЦП — лечебной гимнастикой, массажами и водными процедурами эффект получается максимальным.

После этих упражнений у пациента входят в тонус сразу несколько групп мышц, повышается иммунитет, а также улучшается кровообращение и обмен веществ. Малышам необходимы эти процедуры, они хорошо влияют на их здоровье.

Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Полезные статьи:

  • SWASH для лечения ДЦП
  • Коррекция двигательных возможностей

Источник: https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/lfk-dlya-detei

Реабилитация и ЛФК детей-инвалидов с ДЦП: оборудование, тренажеры

Лечебная физкультура при ДЦП

Проблема лечения и реабилитации детей с органическими поражениями центральной нервной системы, а также создания для них инклюзивной среды — один из нерешенных на сегодняшний день вопросов в сфере медицины, образования и социального обеспечения. Детская инвалидность в Украине, согласно статистике МОЗ, представлена на 60–70% именно такими патологиями. При этом ДЦП является самым распространенным заболеванием.

Причины и проявления ДЦП

ДЦП — это заболевание ЦНС, возникающее вследствие органического поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Для него характерно проявление ряда особенностей:

  • ДЦП развивается в перинатальном периоде (с 22 полной недели внутриутробного развития плода и по 7-й день включительно после рождения ребенка);
  • чаще всего нарушения касаются двигательной активности, но могут затрагивать и координацию движений, функции зрения, слуха, речи, психики и пр.;
  • помимо вышеперечисленных симптомов могут наблюдаться и такие характерные признаки ДЦП, как патологический мышечный тонус, ЗПР, неконтролируемые движения, судороги, трудности с глотанием, эмоциональные и другие проблемы;
  • заболевание является хроническим и не прогрессирует со временем. Иногда специалисты говорят о «ложном прогрессировании», когда состояние больного ребенка усугубляется по мере его взросления. Но на самом деле это происходит из-за того, что становятся явными скрытые патологии и присоединяются вторичные осложнения;
  • проявления зависят от степени поражения нервной системы, своевременности и адекватности лечения, последующей реабилитации и многих других факторов, в том числе и индивидуальных особенностей ребенка;

Признаки ДЦП могут быть от едва заметных до полной инвалидизации ребенка. Причин, вызывающих паралич, может быть множество, но их объединяют в три большие группы, связанные с:

  • патологиями течения беременности;
  • осложненными родами;
  • первыми неделями жизни новорожденного.

Наиболее уязвимыми перед ДЦП являются недоношенные дети (в Украине их рождается свыше 20 тыс. ежегодно). И чем меньше срок гестации, тем выше вероятность, что из-за незрелости органов и их систем пострадает от гипоксии головной мозг.

Ситуация усугубляется отсутствием специального современного оборудования в перинатальных центрах и детских больницах, необходимого для выхаживания таких детей.

Риск ДЦП повышает крупноплодная беременность, неправильное положение плода, предлежание плаценты или ее преждевременная отслойка, узкий таз матери, резус конфликт, стремительные роды или их медикаментозная стимуляция, ошибки при родовспоможении и пр.

Различают такие формы ДЦП, как:

  • спастическая диплегия (паралич рук и ног);
  • двойная гемиплегия (тяжелая форма ДЦП, приводящая к ригидности мышц);
  • гемипаретическая форма (парез конечностей правой или левой стороны);
  • гиперкинетическая форма (непроизвольные движения);
  • атонически-астатическая форма (страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается атония мышц).

ДЦП может проявляться и в виде минимальных мозговых дисфункций — неврологических нарушений, вялости или гиперактивности, повышенной возбудимости, утомляемости, неусидчивости, головных болей, тиков.

Особенности реабилитации детей с ДЦП

Можно ли вылечить ДЦП? Ответ однозначный — детский церебральный паралич не лечится. Ведь невозможно устранить состояния, связанные с повреждением различных участков головного мозга на ранних стадиях его развития.

Благодаря своевременному применению различных методов реабилитации последствия повреждений можно компенсировать в различной степени (иногда в очень значительной). Цель реабилитации детей с ДЦП — социализация в обществе, развитие различных навыков, улучшение качества жизни.

Как понять, что у ребенка ДЦП? Диагноз устанавливает детский врач-невролог на основе осмотра пациента, изучения анамнеза, проведения различных исследований.

Степень и сроки появления симптомов ДЦП у ребенка до года зависят от локализации повреждений головного мозга и их тяжести. При наличии серьезных поражений симптомы ДЦП можно наблюдать уже после рождения.

При легкой форме ДЦП у новорожденных его признаки появляются постепенно в течение первого года жизни и позже, поэтому так важно их не пропустить.

Своевременная комплексная реабилитация при ДЦП позволит максимально эффективно адаптировать пациента. Мозг ребенка раннего возраста стремительно развивается и отличается невероятной пластичностью в плане компенсации нарушенных функций. Реабилитационные программы предусматривают физиотерапевтическое, медикаментозное, психологическое, личностное и социальное воздействие на детей.

Лечебная физкультура является одним из важнейших средств реабилитации детей с органическими поражениями центральной нервной системы.

Цель ЛФК при ДЦП — развитие мышц, снижение их гипертонуса, улучшение координации движений, способности к произвольному торможению, увеличение амплитуды движения в суставах и пр.

Занятия лечебной физкультурой способствуют улучшению обучаемости детей, формированию у них навыков самообслуживания, элементов трудовой деятельности и пр.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на таких принципах:

  • регулярность;
  • систематичность и непрерывность занятий ЛФК;
  • индивидуальный подход;
  • учет локализации поражений и тяжести заболевания;
  • учет возраста ребенка, уровня психического и физического развития.

Чем раньше начать применение ЛФК при ДЦП, тем лучших результатов можно добиться. При тяжелых формах заболевания сохранение текущего состояния ребенка (отсутствие ложной прогрессии) уже является хорошим результатом.

Существует огромное количество методик ЛФК и оборудования для реабилитации детей с ДЦП, которые успешно применяются в работе. Их выбор и время проведения определяет специалист.

Оборудование для создания инклюзивного пространства

В результате замалчивания проблем детей с ДЦП и отсутствия финансирования жизненное пространство оказалось полностью неприспособленным под их нужды.

На сегодняшний день в образовательной и других сферах заговорили об инклюзии — такой организации обучения и жизнедеятельности, при которой все дети, независимо от состояния здоровья и других особенностей, включаются в общую систему.

При этом не ребенок должен приспосабливаться под систему, а система под него. С этой целью внимание уделяется созданию специальной образовательной среды.

Для повышения эффективности занятий ЛФК как одного из популярных методов реабилитации необходимо разнообразное оборудование. Оно может использоваться в различных образовательных и реабилитационных учреждениях, инклюзивно-ресурсных центрах и для занятий ЛФК дома. В интернет-магазине «Инклюзия» можно купить такие виды оборудования для ЛФК:

Мы являемся официальными поставщиками оборудования для ЛФК и для реабилитации после ДЦП известных брендов. Купить его у нас можно по ценам от производителей.

Оно позволить эффективно выполнять различные комплексы ЛФК с целью улучшения состояния здоровья детей. При необходимости у нас можно получить консультации специалистов, касающиеся выбора оборудования.

Мы делаем все для того, чтобы дать детям шанс на полноценную жизнь!

Источник: https://inkluzia.com.ua/ru/reabilitatsiya-ta-lfk-ditey-invalidiv-z-dtsp-obladnannya-trenazheri/

Лечебная физкультура и антигравитационная терапия при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП

Лукша Лариса Васильевна, к.м.н., врач — невролог высшей категории 

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по статистическим данным, весьма впечатляет. 

В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка, особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела, что приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению мышечного тонуса, а также развитию интеллектуальных и речевых нарушений.

Основой клинической картины при ДЦП являются разной степени двигательные нарушения — гемипарезы, тетрапарезы, парапарезы (спастическая диплегия), гиперкинезы, атаксия. Практически во всех случаях нарушение двигательной функции сопровождается различными речевыми нарушениями — моторная афазия, алалия, дизартрия, а также, в большей или меньшей степени , задержкой психического развития. 

У детей, страдающих различными формами ДЦП, как правило, имеются несколько симптомов :

— ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребёнок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;

— нарушение мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.

— появление насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;

— нарушений равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

— нарушение ощущения движений тела или его частей (кинестезий). 

Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц.

Таким образом, двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка. 

Лечение ДЦП — многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. 

ЛФК и лечебный массаж занимают одно из главных мест в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса.

Эффект действия ЛФК проходит несколько стадий:

  • Реактивации ( агипокинезия)
  • Рекомпенсации (уровень компенсации и ее устойчивость)
  • Реадаптации (к физическим нагрузкам бытового характера)
  • Реабилитации (возможность трудовой деятельности).

При выполнении физических упражнений в ЦНС поступают сигналы от мышц, сухожилий, связок, суставов и других органов и систем, обеспечивающих двигательный акт, что приводит к созданию новых очагов возбуждения, вытесняющих патологические (болезненные)рефлексы, а также способствует выработке новых компенсаторных движений и механизмов. Физические упражнения в ЛФК активируют деятельность всех функций организма, улучшая все уровни регуляции и саморегуляции органов, оказывая общетонизирующее, компенсаторное действие и ускоряя восстановление тонуса сосудов.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее. Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по программе, правильно подобранным методикам, индивидуально подходя к каждому ребенку, то можно корригируя улучшить физическое состояние подопечного.

I.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

1.Укрепление общего здоровья ребенка

2.Улучшение эмоционального состояния ребенка.

3.Нормализация основных нервных процессов в организме.

4.Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5.Укрепление дыхательной мускулатуры.

6.Улучшение физического развития.

7.Активизация общих и местных обменных процессов.

II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

1.Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.); преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

2.Улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);

3.Нормализация тонуса мышц (коррекция позо-тонических реакций);

4.Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных ощущений;

5.Формирований компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

6.Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);

7.Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций; равновесия и ориентировки в пространстве;

8.Формирование различных опорных реакций рук и ног; общая релаксация организма и отдельных его конечностей и др.

9.Формирование правильной осанки. 

10.Торможение и преодоление неправильных поз и положений. 

11.Предупреждение формирования порочного вторичного двигательного стереотипа.

разработанную программу коррекционной работы направили на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, Специалистами МЦ CORTEX были подобраны специально-корригирующие упражнения для детей группы ДЦП:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся нагрузка на сопротивление для развития мышечной силы.

Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности, которые есть или возникают у пациента после или во время основного патогенетического лечения. Специально-разработанная в МЦ CORTEX программа лечебной физкультуры для детей с церебральным параличом обеспечит возможность развития физической силы и моторики ребёнка.

Одним из препятствий нормального физического развития у детей, страдающих ДЦП, является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении в результате наличия двигательного дефицита.

Если ребенок самостоятельно не сидит, не стоит и не передвигается, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативная, сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно.

Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или они сопровождаются множеством ошибок, то развитие двигательных навыков у него происходит неправильно либо не происходит вообще.

Для более эффективного выполнения физических упражнений и облегчения вертикализации пациентов в МЦ «CORTEX» успешно используется метод кинезотерапии с использованием нейро-ортопедического реабилитационного пневмо-костюма » Атлант«, выполненного на основе высотно-компенсирующего летного костюма ВКК-6.

Для пациентов с ДЦП акцент в тренировках делается на умение ходить, совершать повороты, начинать и останавливать движение, уменьшить неустойчивость при ходьбе, формирование физиологического двигательного стереотипа.

Пневмо-костюм «Атлант» предназначен для реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями, вследствие черепно-мозговой травмы, острого нарушения мозгового кровообращения, повреждения позвоночника и спинного мозга, детского церебрального паралича (ДЦП).

Костюм выполнен в виде плотно облегающего комбинезона, в котором имеются натяжные устройства — надуваемые насосом трубчатые камеры, расположенные вдоль конечностей и туловища по ходу мышц-антагонистов.

Наполненные воздухом, камеры натягивают оболочку костюма, создают посегментарное обжатие мышц туловища и конечностей, что активизирует проприорецепторы, усиливается афферентация, мощный поток импульсов активизирует ЦНС, что обеспечивает нейрофизиологические условия для удержания позы, с последующей перестройкой систем супраспинального двигательного контроля на более близкое к норме физиологическое состояние. Достигнутый таким способом корсет обеспечивает удержание вертикальной позы, корригируется правильная осанка, формируется физиологический изгиб позвоночника, осуществляется физиологическое ортезирование конечностей. У больного появляются способности к передвижению, удержанию позы, улучшаются дифференцированные движения, опосредованно восстанавливается иннервация артикуляционного аппарата, и речь при дизартрии, оральной апраксии, дислалии, дисфонии.

Источник: http://cortexmed.ru/articles/nauchno-populyarnye-stati/lechebnaya-fizkultura-i-antigravitatsionnaya-terapiya-pri-dtsp/

Первый шаг

Лечебная физкультура при ДЦП

   Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей.

Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

   Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

   С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

   Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.

   В древнем Китае ещё в глубокой древности — за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных.

В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину.

С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

   Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

   Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

   При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники.

Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно.

Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.

  • Использовать индивидуальный подход 
  • Соблюдать постоянство и систематичность
  • Постепенно и дозированно увеличивать нагрузку

   Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

   В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

   Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

   Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

   При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

   Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше.

Это обусловлено особенностями физического развития — высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций.

Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.

Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

   Важно знать — при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо избегать некоторых ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции.

Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус.

А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы «забиваются», нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.

Детям с ДЦП противопоказаны занятия на большинстве спортивных тренажёров, за исключением тех, которые были специально сконструированы для этих целей. К ним можно отнести, например, иппотренажёр или тренажёр «Мотомед».

​Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.

   ЛФК при различных заболеваниях и параличах нервной системы ставит перед собой следующие задачи:

  • Оказание оздоровительного и общеукрепляющего влияния на организм
  • Улучшение кровообращения и обменных процессов в проблемных зонах
  • Улучшение и стимуляция обменных процессов в организме
  • Борьба с образованием спаек между оболочками нерва и окружающими тканями
  • Укрепление ослабленных мышц, увеличение диапазона движений и амплитуды, восстановление координации движений
  • Борьба с сопутствующими проблемами и нарушениями ДЦП – искривлением позвоночника, спастикой и многими другими.

   Так как при ДЦП заболевании повреждается головной мозг и соответственно нарушаются его функции. Задача наших специалистов состоит в том, чтобы научить мозг выполнять те двигательные функции за которые он отвечает, а именно движение руками и ногами, ползание, передвижение на четвереньках, ходьба, бег.

   Если классифицировать упражнения, которые используются в ЛФК, то их можно разделить следующим образом:

  • Упражнения для растягивания мышц. Цель упражнений — снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения и развитие костно-мышечной системы.
  • Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  • Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  • Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  • Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  • Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

   В медицинском центре «Первый шаг» вы можете записаться на занятия лечебной физической культурой более чем к 5 разных специалистам, а также выбрать русского или китайского инструктора.

   Каждый инструктор имеет богатый опыт работы с детьми и свой профиль — кто-то проходил дополнительное обучение по Войта-терапии, кто-то по Бобат-терапии или по другим направлениям. Вне зависимости от специализации, все они отлично ладят с детьми и прекрасно знают свое дело.

   Записаться на ЛФК в Казани очень просто — достаточно обратиться в медицинский центр «Первый шаг». Для этого позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-500-54-86, или закажите обратный звонок. Кроме того, на все ваши вопросы может ответить наш онлайн-консультант.  

Источник: http://1shag.org/method/lfk/

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП

Мукушева Л. А. Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 100-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11689/ (дата обращения: 07.10.2019).



В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Ключевые слова: ДЦП, реабилитационные меры детей с ДЦП, причины ДЦП, физическая реабилитация

This paper discusses the causes of cerebral palsy, symptoms of cerebral palsy manifested at the different stages of child development, the procedure for the selection of physical rehabilitation and its types in patients with cerebral palsy.

Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет в себе комплекс неврологических заболеваний, вызывающих нарушение координации, двигательной функции, и относится к категории неизлечимых заболеваний. Дети, страдающие ДЦП являются инвалидами.

Возникновение ДЦП происходит из-за поражения участка головного мозга, который отвечает за мышечную активность. Причиной возникновения заболевания может быть нарушение развития мозга, а также травма до, во время или после родов.

В большинстве случаев, причина ДЦП возникает во время внутриутробного развития ребенка и связана с болезнями беременной женщины, патологией беременности или мутацией, а в редких случаях с проблемами в родах и травмами, полученными после родов.

Симптомы ДЦП проявляются в течении первых трех лет жизни ребенка.

Начальная стадия ДЦП появляется сразу после рождения и включает в себя изменения в поведении ребенка связанные с нарушением проведения сигнала от поврежденных отделов головного мозга. Из-за нарушений работы мышц, движения ребенка могут быть скованны, это связано с постоянным напряжением мышц или наоборот, в связи с мышечной слабостью, вялостью.

Ребенок может вздрагивать, возможна дрожь в теле и судороги. Ребенок не может зафиксировать взгляд и плохо сосет. Чаще всего эти изменения происходят на фоне тяжелого общего состояния ребенка: проблемы с сердцебиением, дыханием, внутричерепным давлением.

Ранняя резидуальная стадия ДЦП возникает в возрасте от 2 до 4 месяцев. Параллельно с взрослением начинают проявляться нарушения, определяемые объемом и местом поражения мозга. Прослеживается задержка в развитии, т. к.

дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить, говорить. Отчетливо заметна скованность и неестественность движений поврежденной части тела.

Например, ребенок выполняет все движения только одной рукой, а вторую поджимает к туловищу, ходит на носочках и т. д.

Поздняя резидуальная стадия ДЦП появляется у более взрослых детей. Новые симптомы не появляются, а в связи с отсутствие полноценных движений наблюдаются необратимые деформации тела, формирование специфической походки и атрофия мышц.

Существуют разные методы лечения, способствующие уменьшению проявления ДЦП и повышению самостоятельности ребенка это трудовая терапия, физиотерапия, лекарства для снятия мышечного напряжения и спазмов. В некоторых случаях прибегают к проведению хирургических операций.

В детском возрасте, особенно до 8 лет, родителям нужно приложить максимум усилий для реабилитации ребенка, т. к. мозг активно развивается и выполнение каких-то нарушенных или утраченных функций могут взять на себя здоровые отделы. Чем раньше будет начато реабилитация и лечение ДЦП, тем успешнее будет процесс.

В период реабилитации, врачи корректируют речевые, двигательные, коммуникативные и интеллектуальные навыки. Под реабилитационными мерами, подразумевается снятие симптомов, то есть восстановление функций, которые больше всего страдают от ДЦП. Важно понимать, что комплекс лечебных упражнений является не разовым курсом, а постоянной, пожизненной мерой.

Выбор физической реабилитации зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Лечение построено на упражнениях и играх, направленных на максимальное использование физических возможностей ребенка. При необходимости, подключается помощь эрготерапевта, логопеда, поддержка со стороны родителей, педагогов и медработников.

Применяется ряд специальных тестов, для оценки физических способностей ребенка: состояние мышечной системы, состояние суставов, равновесие, координация движений, функция межполушарного взаимодействия, способность к выполнению указаний и т. д.

Обычно посещение кабинета физической реабилитации проходит 1 -2 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. При этом ребенок должен ежедневно заниматься по рекомендованной программе дома. Занятия необходимо продолжать и после окончания посещений реабилитолога.

Контроль за успехами ребенка накладывается на родителей. При ухудшении состояния или недостаточном эффекте рекомендован новый цикл реабилитационной терапии.

Рассмотрим виды реабилитаций при ДЦП:

  1. Лечебная гимнастика, под влиянием которой в мышцам ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения, а также нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, преодолеваются или уменьшаются насильственные движения.
  2. Иппотерапия — вид лечебной физкультуры осуществляемой с помощью лошади и является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных.
  3. Эрготерапия — характеризуется на развитии и восстановлении утраченных ранее элементарных навыков, в том числе двигательных функций.
  4. Методика Бобат — основана на стимуляции различных движений тела при помощи специальных положений корпуса и конечностей, что приводит к укреплению слабых мышц, улучшению движения суставов и уменьшению дисбаланса в пропорциях тела.
  5. Войта-терапия — основана на воздействии на конкретные части тела при помощи градуированного давления, способствует максимальной активизации мускулатуры тела.
  6. Гидротерапия — основана на использовании теплой воды и направлена на расслабление отдельных групп мышц. Курс гидротерапии имеет комплексы упражнений на растяжение, расслабление и укрепление мышц.
  7. Садовая терапия — заключается во взаимодействии ребенка с природой, что приводит к улучшению физического и душевного состояния.
  8. Дельфинотерапия — основана на взаимодействии ребенка с животным и проходит под тщательным контролем нескольких специалистов — психолога, терапевта, психотерапевта, дефектолога и специалиста по лечебной физкультуре.

На данный момент, ДЦП является причиной большинства случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижает работоспособность, качество жизни, и способствует социальной дезадаптации пациентов.

Комплексный подход к реабилитации больных ДЦП с использованием эффективных средств разностороннего действия позволяет не только снизить симптомы заболевания, но и улучшить качество жизни людей, страдающих данным заболеванием, а также добиться адекватного уровня их социализации.

Литература:

  1. Ушаков А. А. Современная физиотерапия в клинической практике. Рецензенты: А. И. Хазанов, В. Е. Илларионов. Москва, «АНМИ», 2002. – 364 с., илл.
  2. Качесов В. А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. НИИ имени Н. В. Склифосовского 2005 г.
  3. Ж-л Медицинская помощь. Технология реабилитационных мероприятий для неврологических больных с двигательными нарушениями, 2007. – № 3. — с. 12.
  4. Ж-л Медицинская помощь // О. Ф. Выхристюк, И. В. Степанова, О. В. Мелентьева, Н. Ю. Логинова, В. Д. Русакова. Реабилитация и восстановительное лечение детей с детским церебральным параличом в условиях крупного стационара, 2007. — № 2. – с. 18–21.
  5. «Дверь в мир» Детский церебральный паралич http://doorinworld.ru

Основные термины(генерируются автоматически): физическая реабилитация, ребенок, взаимодействие ребенка, лечебная физкультура.

тренажеры, травмы, лечебнаяфизическаякультура, принципы реабилитации спортсменов.

Влияние лечебнойфизкультуры на организм ребенка. Занятия физическимиупражнениями способствуют организации детского коллектива.

[8]. Один из множества методов реабилитациидетей с ДЦП, одним из таких методов является кинезотерапия. Кинезотерапия — форма лечебнойфизическойкультуры

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной… Для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, был создан в Тимашевском районе Краснодарского

Основные термины (генерируются автоматически): физическаяреабилитация, ребенок, лечебнаяфизкультура

Рис. 2. Логико-смысловая модель реабилитациидетей с РАС. Рекомендуется проводить занятие по адаптивной физическойкультурой с детьми с РАС на базе реабилитационных центров…

Основные термины (генерируются автоматически): физическаяреабилитация, ребенок, лечебнаяфизкультура

С детьми данной группы затруднена коммуникация и социальное взаимодействие, отсутствует интерес к деятельности окружающих, затруднено обучение в…

Лечебнаяфизкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки. Главным средством для профилактики нарушения осанки являются специальные физическиеупражнения

Калюжнова И. А. Лечебнаяфизкультура.-Ростов н/Д:Феникс,2008.-349с. Козлова Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей

Ловейко И. Д. Лечебнаяфизическаякультура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. / Ловейко И. Д. — Л.: Медицина, 2002.

— уроки лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах, например, ежедневные уроки лечебнойфизическойкультуры в специальных школах-центрах для детей с детским…

Занятия по ЛФК проводились в зале лечебнойфизкультуры, оборудованным шведской стенкой, гимнастическими скамейками, набивными мячами

Гросс Н. А. Физическаяреабилитациядетей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11689/

Лечебная физкультура при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это собирательный термин, объединяющий группу синдромов двигательных нарушений, которые могут возникнуть в результате неправильного развития мозга или его повреждения в процессе внутриутробной жизни плода, а также во время родов или в первые месяцы жизни ребенка. Для данного заболевания характерны изменения мышечного тонуса, отсутствие способности правильно сохранять вертикальную позу, выполнять целенаправленные движения.

Одним из самых важных средств реабилитации детей с церебральным параличом является лечебная физкультура (ЛФК).

Цель занятий Лфк при дцп – это развитие способностей к произвольному торможению движений, улучшение координации движений, снижение гипертонуса мышц, увеличение амплитуды движений в суставах.

Также задачей ЛФК при ДЦП является обучение детей бытовым навыкам, самообслуживанию, элементам трудовых процессов. В процессе занятий лечебной физкультурой у ребенка будут вырабатываться правильные движения и новые навыки.

Лфк при дцп

Методика Лфк при дцп базируется на принципах регулярности, систематичности и непрерывности занятий, индивидуальном подходе, учете стадии и тяжести заболевания, а также психического развития ребенка и его возраста.

Большое значение имеет увеличение физических нагрузок. Однако, оно должно быть строго индивидуальным. Важность ранней коррекционной работы при ДЦП обуславливается особенностью развития детского мозга, его способностью к компенсации нарушенных функций.

Занятия должны проводиться в самом раннем возрасте, и чем раньше, тем лучше.

Большое значение имеют специальные упражнения на расслабление, которые способствуют понижению тонуса мышц, что, в свою очередь, приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга.

Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

В занятия ЛФК с детьми также включаются различные игры: подвижные или малоподвижные, эстафеты, некоторые элементы спортивных игр и т.д.

Максимально эффективная, действенная программа лечения ДЦП с помощью ЛФК применяется в реабилитационном центре «Огонёк» – одном из ведущих медицинских учреждений нейро-ортопедического профиля, занимающимся восстановительным лечением пациентов с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, где каждому ребенку специалисты составляют индивидуальную программу восстановительного лечения. Она основана на современных технологиях развития двигательных навыков, с применением инновационнных технических средств – тренажеров, аппаратов и аппаратно-программных комплексов.

В РЦ «Огонек», для коррекции мышечного тонуса и межмышечных взаимодействий используются всевозможные виды биологической обратной связи (БОС), подводный вакуумный массаж, система мультифакторного воздействия с обезвешиванием, метод стимуляции биологической активности (постуральная механостимуляция), радиальная экстракорпоральная наружная пневматическая компрессия, локальная криотерапия и другие виды аппаратной физиотерапии, методика кинезиологического тейпирования. Для тренировки вертикальной позы и функции равновесия применяется стабилометрическая тренировка, занятия на различных специально разработанных координационных тренажерах. Для активного развития двигательных навыков успешно используется рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат»/«Гравитон» (разработка специалистов РЦ «Огонек»), а также функциональная (фазовая) электростимуляция мышц в ходьбе, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Практика и опыт РЦ «Огонек» незаменимы, научно-методическая база центра включает в себя практически все имеющиеся уникальные методики реабилитации пациентов с детским церебральным параличом, различными формами спинального дизрафизма (spinabifida), последствиями черепно-мозговых травм, инсультов и врождённых аномалий центральной нервной системы.

Помимо лечения детей-инвалидов условиях стационара, специалисты центра осуществляют амбулаторный приём пациентов с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, такими как сколиоз, остеохондроз, артроз и другие.

Специальные средства, которыми располагает клиника, включают последние достижения в области реабилитации, такие как ударно-волновая, осцилляторная, высокотоновая терапия, транскраниальная магнитная стимуляция, различные виды электро- и светолечения, методики комбинированного воздействия различных физиофакторов.

Особое место в реабилитационном процессе отводится SPA-процедурам, без которых невозможно представить современный центр восстановительного лечения. Подводное вытяжение позвоночника, хвойные, йодо-бромные, азотные, углекислые ванны — это далеко не полный набор бальнеологических процедур, которые предлагает своим пациентам «Огонёк».

См. также: Как выбрать реабилитационный центр, Реабилитация после инсульта с помощью ЛФК, лишний вес и позвоночник, заболевания спины и суставов, деформация стоп и позвоночника

Источник: http://www.tsr-portal.ru/dcp/Tehnologii-reabilitation/Lechebnaja-fizkultura-pri-DTSP/

Судебный вердикт
Добавить комментарий