Квоты для приема на работу инвалидов

Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов

Квоты для приема на работу инвалидов

Раздел 1. Федеральное законодательство

№ Наименование документа Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
1Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов. (статья 21) Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.(статья 22) Справочно: Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: 1) утратил силу; 2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; 6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 7) организации обучения инвалидов новым профессиям. Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (статья 20).Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;…3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. (статья 24)
2Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»РаботодателиРаботодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. (пункт 3 статьи 25)

Раздел 2. Законы и иные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

№ Наименование документа Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
1Закон ХМАО — Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (статья 1) 1. Квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается работодателям с учетом работающих граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест. 2. Работодателям устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников. (статья 4) 2. При невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест в других организациях в соответствии с заключенными договорами.(статья 6) 3. При увольнении граждан, относящихся к категории, указанной в статье 3 настоящего Закона, с квотируемых рабочих мест работодатели резервируют освободившиеся рабочие места для приема на работу граждан данной категории. (статья 6)1. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; …. 3) ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.(статья 6)
2Постановление Правительства ХМАО — Югры от 21.09.2009 № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре со среднесписочной численностью: от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место; от 501 до 1000 человек — два специальных рабочих места; от 1001 до 5000 человек — три специальных рабочих места; более 5001 человека — четыре специальных рабочих места. (пункт 1 Порядка) Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств. (пункт 3 Порядка)Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка в пределах квоты, установленной Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре». (пункт 2 Порядка)
3Постановление Правительства ХМАО — Югры от 25.12.2015 № 491-п «Об утверждении порядка создания условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида, порядка создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, порядка организации обучения инвалидов новым профессиям, порядка резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов»Работодатели — физическое либо юридическое лицо, вступившие в трудовые отношения с работником; квота — количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить; резервирование рабочих мест — установление работодателями определенного количества рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты. (пункт 2 Приложения 4)Работодатели обязаны ежемесячно, в срок до пятого числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о зарезервированных рабочих местах с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, по форме, утвержденной Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. (пункт 14 Приложения 4)

Источник: https://deptrud.admhmao.ru/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy/kontrol-offer/

Работодатели смогут откупиться от трудоустройства инвалидов

Квоты для приема на работу инвалидов

Минтруд предложил новый вариант выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Организация сможет заплатить компенсацию, если не получается устроить к себе инвалидов.

Предполагается, что собранные деньги будут аккумулированы в специальном фонде и потрачены на то, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья найти работу. Например, на их обучение и стажировки, создание специально оснащенных рабочих мест и так далее. «РГ» выяснила, как восприняли эту идею эксперты и как сейчас обстоят дела с трудоустройством инвалидов в регионах.

Какие профессии стали самыми популярными в этом году

— Мы слышали об этой идее и даже обсуждали ее в своем кругу, но не ждем от нее каких-либо перемен к лучшему, — рассказала «РГ» председатель воронежской городской организации Всероссийского общества слепых Наталья Городцова.

Работодатели зачастую отказывают инвалидам в трудоустройстве, предпочитая выплачивать штрафы. Они опасаются дополнительных проверок, ответственности, а также того, что незрячие и слабовидящие люди не справятся со своей работой.

Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов (в среднем 3-4 процента от общего количества рабочих мест) можно лишь одним путем — трудоустроить. Далеко не всегда это реально на практике.

По данным Министерства труда и соцразвития Новосибирской области, в 2018 году 3,6 тысячи организаций региона готовы были предоставить инвалидам 13 тысяч рабочих мест.

На начало этого года в счет установленной квоты работали более 8,3 тысячи новосибирцев (то есть в полтора раза меньше).

Из 524 официально зарегистрированных членов ВОС в Воронеже трудоустроены человек 30 — в основном они работают массажистами в поликлиниках, есть несколько преподавателей музыкальных школ.

Как показывает практика, работодатели чаще не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест (например, для незрячего сотрудника специальный стол и компьютер обойдутся больше чем в миллион рублей), но и к переобучению. Не готовы и к любым дополнительным расходам, что вполне логично. И даже — к эмоциональному дискомфорту.

Работодатели часто не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест, но и к переобучению. Не готовы и к эмоциональному дискомфорту

Как рассказала адвокат Елена Мадеева, она помогала трудоустроиться выпускнице вуза с дипломом юриста и заболеванием позвоночника.

Ей не требовалось специального рабочего места — но нужно было какое-то время работать сидя, а какое-то — стоя, то есть менять положение тела. Девушка претендовала всего лишь на вакансию в канцелярии суда — сортировать почту. Но ей отказали.

Потому как — мало ли что. И непривычно: чего это она будет то сидеть, то стоять… Так рассуждает государственная организация. Чего уж говорить о бизнесе.

Сейчас в Новосибирской области для средних (от 35 до 100 сотрудников) и крупных (свыше 100) предприятий действует одинаковая квота — три процента общего количества рабочих мест они обязаны предоставить людям с инвалидностью.

Какие это места? По данным ведомства, люди с ограниченными возможностями здоровья, обращаясь в службу занятости, в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора.

Но нередко предприятия готовы и обучать соискателей тем профессиям, которые требуются на производстве. Так, в одной из крупных новосибирских обувных компаний трудятся инвалиды по слуху и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые прошли специальную подготовку при приеме на работу.

Они получили профессии сборщика обуви, обработчика деталей, полуфабрикатов и изделий. При этом здесь не пришлось создавать для инвалидов специальные рабочие места, тратя на это солидные средства.

Сотрудников почты обучат навыкам оказания доврачебной помощи

— С точки зрения бизнеса едва ли выгодно брать на работу инвалида, которому нужно создавать особые условия труда, и который имеет определенные преференции — сложнее процедура увольнения и так далее, — рассуждает уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат.

Поэтому работодатели не спешат информировать службу занятости о том, какие у них есть вакансии для инвалидов. Это основное нарушение, которое выявляют чиновники во время проверок на предприятиях.

В результате у специалистов, которые занимаются трудоустройством, нет четкого представления, где мог бы быть востребован человек с тем или иным заболеванием.

Понятно, что отсутствует и какая-либо стратегия на уровне региона.

Инициируемый федеральными властями эксперимент Николай Мамулат считает полезным, так как новые правила позволят бизнесу быть более гибким в принятии решений. С другой стороны, существует опасность, что подавляющее большинство работодателей решит воспользоваться предоставленной альтернативой.

Тогда, по мнению председателя Ленинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Натальи Скаредовой, будет забыто все, чего удалось достигнуть за счет действующего закона о квотировании. По ее мнению, он и так работает слабо, и в первую очередь потому, что не предусматривает серьезных санкций — штрафы для нарушителей минимальные.

Да и платят их в регионе буквально единицы: в прошлом году в суд передали всего три таких административных протокола, в этом году — пять.

— Но главное, отсутствует объективный анализ рынка труда, — говорит специалист. — Мы должны знать, не только какие профессии может получить человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован.

Реальный пример: человек с ментальными отклонениями получил диплом о высшем образовании, но при этом не может ответить на элементарные вопросы в этой сфере.

Зачем он получал диплом IT-специалиста, если у него нет шансов работать по этой профессии? Однако он может приносить пользу обществу, мы помогли ему устроиться туда, где он выполняет посильные действия, и он счастлив.

Кроме того, по мнению Натальи Скаредовой, когда закон о квотировании вступил в силу, львиная доля организаций вписали в квоты людей с рабочей группой инвалидности, которые и так работали на предприятии. Таким образом, новых рабочих мест практически не добавилось. А о трудоустройстве людей с первой и второй степенью инвалидности речи практически не идет.

— Не только как общественник, но и как предприниматель я уверена: нужно стимулировать работодателей трудоустраивать инвалидов в рамках существующего закона, — говорит Наталья Скаредова. — Целью бизнеса всегда является извлечение прибыли, а работать себе в убыток никто не станет. В моей компании бухгалтером работает человек с первой группой инвалидности.

Он практически не выходит из дома, но вполне справляется с обязанностями удаленно. Передвигаться ему действительно очень тяжело, развозить бумаги, забирать первичные документы он не может. Мне приходится часть его обязанностей брать на себя или нанимать еще одного сотрудника.

И в такой ситуации оказывается большинство тех, кто решился взять в штат сотрудника с «тяжелой» группой инвалидности.

Работникам будут гарантированы выплаты при увольнении

В Новосибирской области действует программа, по которой предприятие может рассчитывать на компенсацию зарплаты для инвалида в объеме минимального размера оплаты труда, однако, по словам эксперта, на эти цели выделяется лишь около тридцати миллионов рублей на весь регион в год. Туда же входит компенсация оплаты куратору работника с инвалидностью, но уже в размере половины от МРОТ. Это всего шесть тысяч рублей.

— Нужно повышать государственное участие в трудоустройстве инвалидов, в том числе создавать специальные госпредприятия, — уверена Наталья Скаредова.

— Эта практика существовала и прекрасно зарекомендовала себя, но в 90-е была забыта.

Если же будет создан очередной фонд, эти деньги просто «размоются»: еще одна структура, еще одно руководство — о целесообразности распределения средств говорить не приходится.

Еще одна любопытная деталь. Государство, заботясь о людях с ОВЗ, часто усложняет им жизнь — такой вот парадокс. Как рассказала Елена Мадеева, в Новосибирске крупная торговая сеть вынуждена был уволить множество инвалидов после того, как те предъявили индивидуальные программы реабилитации.

В них содержится множество запретов: глухим почему-то нельзя по состоянию здоровья работать в горячем цехе или рубить мясо. Почему, непонятно. Выход нашелся: сейчас инвалиды пишут работодателю заявления, отказываясь от того или иного пункта в программе реабилитации.

И, принимая всю ответственность на себя, идут печь пироги — вопреки запретам слишком заботливого государства.

Источник: https://rg.ru/2019/06/04/reg-cfo/rabotodateli-smogut-otkupitsia-ot-trudoustrojstva-invalidov.html

Прием на работу инвалидов

Квоты для приема на работу инвалидов

В случае стойкого нарушения здоровья граждане могут получить инвалидность, но при этом они могут и осуществлять трудовую деятельность. Более того, работодателей обязываю создавать специальные рабочие для таких категорий.

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Квота для приема инвалидов – это количество рабочих мест, на которые предприятие может принимать работников, имеющих инвалидность. Оно выражается в процентном соотношении к среднесписочной численности.

Обратите внимание! Величина квоты устанавливается исходя из численности, указанной в штатном расписании, а конкретное число высчитывается уже от среднесписочной численности. Это может существенно повлиять на итоговую сумму, если на предприятии много незаполненных штатные единиц.

Федеральное законодательство устанавливает только примерные величины квоты, они равны:

  • для компании, численность которой более чем сто человек, квота варьируется от 2 до 4 процентов;
  • для компаний, чья численность находится в рамках от 35 до 100 человек, предельная величина квоты не может превышать 3 процента;
  • для компаний, численность которых менее 35 человек, квота не устанавливается.

Также от квотирования освобождаются фирмы, образованные инвалидами, либо если их специализация построена для труда инвалидов.

Конкретные значения для квот устанавливают власти региональных субъектов РФ.

При расчете среднесписочной численности для подсчета количества рабочих мест для инвалидов из нее исключаются работники, у которых вредные условия труда.

Порядок оформления на работу инвалидов

Законодатель запрещает дискриминировать граждан по каким-либо признакам, в том числе и по состоянию здоровья. Это значит, что работодатель не может отказать в трудоустройстве кандидату на должность, если он имеет инвалидность и ему можно выполнять работу, на которую он претендует.

С другой стороны, работодатель не имеет права допускать человека к работе, если она ему противопоказана, и поэтому, если работник скроет наличие у него инвалидности, он может заставить работодателя неумышленно нарушить закон. Но при этом, если наниматель докажет, что он не знал об инвалидности работника, он не понесет ответственности.

Совсем иначе обстоит дело с теми, кто трудоустраивается по квоте, они должны предоставить работодателю справку об инвалидности и карту, в которой подробно расписано, какую работу может выполнять инвалид.

Трудящемуся, имеющему инвалидность, работодатель должен предоставлять льготы:

  • рабочая неделя не должна превышать 35 часов, но при этом данный факт не должен отражаться на заработной плате и относится это только к лицам, имеющим 1 и 2 группы;
  • оплачиваемый отпуск увеличивается на 2 дня;
  • работодатель обязан предоставить отпуск за свой счет до 60 дней в году при наличии желания сотрудника.

Эти льготы, кроме сокращенного дня, положены всем инвалидам, независимо от группы.

Прием на работу инвалида 2 группы

Оформление инвалида 2 группы на работу производится в той же последовательности, что и обычного работника. За исключением того, что работодатель при определении условий работы должен следовать указаниям реабилитационной карты.

Наличие инвалидности не избавляет его от необходимости представлять все необходимые документы и справки.

Прием на работу будет состоять из следующих этапов:

  • работник пишет заявление и представляет все документы;
  • работодатель изучает реабилитационную карту и определяет, может ли человек выполнять работу;
  • с работником заключают трудовой договор, в которой нужно внести все положенные ему льготы;
  • оформление приказа о приеме на работу и заполнение трудовой книжки.

Обратите внимание! В трудовой книжке не отмечают, что работник имеет инвалидность.

Прием на работу инвалида 3 группы

Прием инвалида 3 группы происходит в той же последовательности, что и тех, кто имеет 1 и 2 группы.

Несмотря на то, что ТК РФ не предоставляет таким категориям сокращенную рабочую неделю, работодатель должен следовать указаниям реабилитационной карты, если в ней есть ограничение по количеству рабочих часов, он должен предоставить трудящемуся эту льготу.

Прием на работу сотрудников, имеющих инвалидность, практически не отличается от порядка, применяемого для обычных работников. Но при этом при установлении условий труда наниматель должен руководствоваться картой реабилитации. Работодатели должны в обязательном порядке принимать инвалидов на работу, если для них установлены квоты.

Источник: https://spmag.ru/articles/priem-na-rabotu-invalidov

Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области

Квоты для приема на работу инвалидов

При трудоустройстве инвалидов большое значение имеет квотирование рабочих мест. Установление квоты для приема на работу инвалидов является дополнительной гарантией занятости для граждан, относящихся к данной категории. 

Работодатели, которые обязаны выполнять квоту для приема на работу инвалидов

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и законом Вологодской области от 22 октября 2004 года № 1065-ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Вологодской области,  численность работников которых составляет не менее 35 человек. 

Размер квоты для приема на работу инвалидов

Квота для приема на работу  инвалидов установлена в размере 2-х процентов к среднесписочной численности работников. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. 

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Обязанности работодателей, которым установлена квота для приема на работу инвалидов

·        Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах. Формы приказов (сделать ссылку);

·        Создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

·        Ежемесячно предоставлять в центр занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (форма сведений о свободных рабочих местах для инвалидов (сделать ссылку), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Форма предоставления информации о выполнении квоты (сделать ссылку).

Права работодателей, которым установлена квота для приема на работу инвалидов

·        Самостоятельно или по направлениям центров занятости населения, а также по предложению общественных объединений инвалидов, трудоустраивать инвалидов на созданные (выделенные) рабочие места в пределах установленной квоты;

·        Запрашивать и получать  от центров занятости населения информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в пределах установленной квоты.

Деятельность центров занятости населения

·        Предоставляет по запросу работодателей информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в пределах установленной квоты;

·        Направляет к работодателям инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.

Контроль за выполнением квоты для приема на работу инвалидов

Контроль за выполнением квоты для приема на работу инвалидов осуществляется должностными лицами Департамента труда и занятости населения области путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Департаментом труда и занятости населения области ежегодно утверждается план проведения проверок.

Ответственность за неисполнение обязанностей в области квотирования рабочих мест для инвалидов

За неисполнение обязанностей в области квотирования рабочих мест для инвалидов предусмотрена административная ответственность.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Непредставление или несвоевременное представление в центр занятости населения сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления центром занятости населения его законной деятельности, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Законодательство о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

·          Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

·          Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Источник: https://gradm.ru/area/the-employment-center-of-populat/information-on-the-implementation-of-quotas-for-employment-of-invalids-on-the-territory-of-the-volog.php

Квота для приема на работу инвалидов — что это такое, расчет

Квоты для приема на работу инвалидов

На тот случай, когда руководством предприятия, организации или учреждения принимается решение взять на работу человека с инвалидностью, существуют свои правила и законы.

Опираясь на правовые нормы и положения при приеме на работу таких граждан, кадровый отдел и руководитель никогда не сделают грубых ошибок, правонарушений за которые инспекция Роструда могла бы их наказать административными штрафами.

Гарантированное право для инвалидов трудиться вместе с другими гражданами, не лишенных физических возможностей, определяется государственными квотами.

Что это такое

Вообще понятие квота определено как некий минимум, который обязательно необходимо выполнить юридическому лицу в отношении обязательств перед социальной защитой граждан той или иной категории. Практика «выдачи» квот на территории Российской Федерации может осуществляться в разных сферах.

В общей сложности квотирование в России охватывает следующие области государства:

  • определяются квоты для легального временного нахождения иностранцев на территории страны – миграционные квоты или квоты на РВП;
  • применимы квоты в отношении того или иного объема разрешенных товаров, которые провозятся через таможенные участки России – так называемые, тарифные, внешнеторговые или экспортные квоты;
  • допустимы квоты на проведение операции по высокой медицинской технологии – медицинские квоты, квота на ВМП, ЭКО, на лечение и др.;
  • квота для спортивных состязаний и обучения;
  • а также квоты для определения количества трудовых мест для инвалидов – рабочая квота.

Из этого следует, что такой механизм может применяться, где угодно, ограничивать, что угодно или давать разрешение на какой-либо допустимый норматив – получение неких благ гражданами государства. Нарушения определенных рамок, установленных в виде квот, всегда приводит к штрафам или санкциям.

Таким образом, можно найти следующие определения понятий:

 Квота конкретно определяемая норма или доля, какая допустима в отношении применения чего-либо
 Единица измерения квоты может быть выражена в процентах, количественных, штучных и иных критериях. Рабочие места для инвалидов квотируются строго в процентах
 Правообладатель квоты юридическое лицо или государственное учреждение, которое имеет право применять такой механизм распределения благ для населения
 Правополучатель блага по квоте гражданин или гражданка РФ или иного государства, имеющие законное право на получение тех или иных благ в рамках, определяемых квотами

В отношении рабочих квот следует обратить внимание на то, кто в данном случае по закону рассматривается в качестве работодателя.

Прежде всего, это юридическое или физическое лицо, которое официально зарегистрировано в установленном порядке и исправно платит все полагающиеся налоги, а также отчисления в Фонды обязательного социального страхования (ФСС) за своих работников.

Это социальная гарантия работнику-инвалиду, что такой работодатель обеспечит его всем необходимым для беспрепятственного трудового процесса и сохранения должности с зарплатой, даже если временно работник может пребывать в отпуске или на больничном бюллетене.

Между работодателем и работником, имеющим физические ограничения, всегда должен заключаться двухсторонний трудовой договор – временного или постоянного найма на работу.

Невыполнение требований или каких-либо установленных законом нормативов в вопросе квотирования граждан с инвалидностью приводит к наказанию работодателя контролирующим государственным органом – инспекцией Роструда или прокуратурой.

Обычно такой контроль осуществляется посредством специальных проверок предприятий. Квоты считаются невыполненными работодателями в следующих случаях:

  • когда зафиксировано нарушение в определении доли среднесписочного штата инвалидов по отношению к среднесписочному штату других работников – менее 2%;
  • наличие необоснованных отказов инвалидам устраивать их на работу тогда, как в организации имеются свободные вакансии для таких граждан;
  • ситуации, когда условия труда для инвалидов не соответствуют нормам и требованиям для квотирования таких рабочих мест;
  • прием на работу инвалида с наличием медицинских противопоказаний в отношении данного вида труда, осуществляемого гражданином.

Принимать на работу таких тружеников работодатели могут как по личной своей инициативе, так и по направлению из центра занятости – службы, занимающейся распределением трудоспособных граждан по найденным вакансиям для них.

Только центр занятости обязательно должен направить работника устраиваться на предприятие по квоте, а не простым направлением.

Каждый такой работодатель обязан по закону отчитываться перед службой занятости населения по открытым у него вакансиям, в том числе и квотируемым рабочим местам.

Источник: http://vkadry.com/kvota-dlja-priema-na-rabotu-invalidov.html

Судебный вердикт
Добавить комментарий