Как правильно общаться с инвалидами

Красноярец рассказал, как инвалидам и здоровым людям понять друг друга

Как правильно общаться с инвалидами
Эта программа задумана как курс лекций и семинаров для людей самых разных профессий: полицейских, врачей, железнодорожников, авиаторов, а также работников почты, кафе, ресторанов и кинотеатров.

По мнению авторов проекта, доброжелательное обслуживание в этих организациях для инвалидов особенно важно.

Корреспондент «РГ» встретилась с общественником, чтобы узнать, в чем секрет взаимопонимания между людьми здоровыми и теми, чьи физические возможности ограничены.

«Чего только не наслушался!»

Александр, когда вы поняли, что такая программа, как «Принять нельзя отказать», необходима Красноярску?

Александр Ткачев: По сути, я стал общественником всего несколько лет назад, когда, устав сидеть в четырех стенах, сам, на свои деньги, построил подъемник, помогающий выходить на улицу.

Тогда, в 2016 году, программа доступной и безбарьерной среды в России только начинала реализовываться.  Стал меняться и Красноярск, подстраиваясь под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья.

И меня стали приглашать на различные мероприятия, тестирующие «проблемные точки» — места и ситуации, когда инвалидам в городе не комфортно.

Одним из таких «камней преткновения» были автобусы: многие водители попросту игнорировали инвалидов. Вместе с департаментом транспорта мы стали проводить совместные рейды, порой по нескольку за неделю. Я стоял на остановке и ждал, как отреагирует на мое появление водитель маршрутки. Бывало по-разному.

И проезжали мимо, и тормозили слишком далеко от меня. Порой водитель останавливался в положенном месте, но категорически отказывался откинуть аппарель и помочь забраться в автобус: «Я не обязан этого делать!» Все эти случаи работники департамента транспорта снимали на камеру и потом устраивали разбор полетов с владельцами проштрафившихся маршруток.

Такие рейды длились два года. Чего я не наслушался за это время! Иногда чуть до драки не доходило… Причем часто недовольны были не только водители, но и пассажиры. Негодовали, что могут опоздать, пока шофер тратит время на помощь инвалиду.

Приходилось общаться с людьми, объяснять, что маломобильные тоже люди и имеют право ездить в общественном транспорте. Тогда я и задумался: как наладить взаимопонимание?

О чем не знает мчс

Но автобусами жизнь инвалидов не ограничивается. Они ходят в магазины и кафе, посещают поликлиники и театры… Но не везде встречают радушный прием.

Александр Ткачев: И таких ситуаций множество. Обратил внимание: многие хотели бы помочь инвалиду, но не знают, как. Например, каждый раз, приезжая в кафе посидеть с друзьями, прошу персонал помочь мне выбраться из машины и достать из багажника коляску.

Люди откликаются с удовольствием, но им не хватает знаний, они не понимают, как правильно это сделать. Приходится объяснять на ходу. После сотого такого разъяснения понял: нужны памятки-брошюры с подробной инструкцией на подобные случаи жизни. Или лекции с просмотром видеороликов.

Необходимы даже практические занятия!

Порой человек думает, что подкатить инвалида к пандусу легко и просто, но не принимает в учет совокупный вес коляски и сидящего в ней. Вот недавно читал лекции сотрудникам сети красноярских ресторанов.

Не представляете, сколько вопросов мне задали! Как вообще общаться с колясочником, как ввезти или вывезти его из помещения, если в нем узкий дверной проем, поднять или спустить по ступенькам.

После одного случая с удивлением понял, что о многих вещах не знают даже сотрудники МЧС! Однажды, когда у меня еще не было подъемника, в подвале нашего дома начался пожар. Я живу на первом этаже, риск задохнуться в дыму был велик.

Прибыли пожарные, один из них пытался спустить меня на коляске по ступенькам подъезда, но делал это неверно! Он вез коляску, держась позади и наклонив меня вперед, так что я в любой момент мог выпасть и что-нибудь себе сломать.

А как правильно?

Александр Ткачев: Спускаться по лестнице спиной вперед и везти коляску, максимально отклонив ее так, чтобы инвалид находился в полулежачем положении.

В общем, первую методичку я сделал, используя свой опыт, для водителей маршруток и кондукторов. Даже не думал, что она станет такой популярной — разошлась вмиг.

Вторая инструкция объясняла как раз подъем и спуск по ступеням, с фотографиями. Так и начался наш проект.

Учиться нужно всем

На кого в большей степени он ориентирован?

Александр Ткачев: Абсолютно на всех. В ходе презентаций и лекций выяснилась чудовищная вещь: практически никто не знает, как взаимодействовать с инвалидами: колясочниками, со слепыми и слабовидящими.

Недавно был случай. Моя машина оказалась в ремонте, и я вызвал такси. Надо было видеть ужас в глазах водителя, подъехавшего по адресу и обнаружившего человека в коляске! «Я вас не повезу, потому что боюсь ответственности», — заявил он мне. Или взять продавцов в магазинах.

Вот пришел человек с тростью в супермаркет. Как понять: слепой он или слабовидящий? По трости. Если она белого цвета, значит, человек полностью слеп, ему нужно уделить особое внимание. Но многие ли это знают? Та же история с колясочниками.

Часто люди, желая помочь, подбегают, хватаются за ручки кресла и начинают тащить. Не нужно так делать. Я, например, сразу напрягаюсь, потому что не вижу, что за человек стоит у меня за спиной, и не могу оценить его адекватность. Может, он пьян, с нарушенной координацией движений.

И, пытаясь помочь, только навредит — например, уронит коляску вместе со мной.

А есть что-то, чему необходимо учить не здоровых, а инвалидов?

Александр Ткачев: Есть. Например, как правильно выбрать в толпе человека, к которому ты хочешь обратиться. Важно верно оценить потенциального помощника. Так, нежелательно беспокоить мам с колясками или детьми на руках. Пожилой? Прихрамывает? Или идет, согнувшись, а значит, у него, скорее всего, что-то болит? Руки заняты пакетами с продуктами? Тогда лучше подождать кого-то другого.

Кроме того, важно правильно попросить об услуге. Убедился на собственном опыте. Допустим, сидишь ты в машине, и, чтобы перебраться в коляску, нужно вытащить ее из багажника.

Неверным будет просто выглянуть в окно и окликнуть человека: «Помогите, пожалуйста!» Откуда прохожий знает, что ты инвалид? Нужно открыть дверь, показать себя и начать разговор так: «Извините, пожалуйста, у меня нет ног, не могли бы вы помочь мне достать коляску?» «У меня нет ног» — ключевая фраза-маркер, которая сразу расставляет все по своим местам. Важно и правильно поблагодарить.

Мало просто сказать спасибо. Я всегда прижимаю руку к сердцу и говорю: «Большое спасибо, вы мне очень помогли!» Это тоже фраза-маркер. Услышав искреннюю благодарность, человек будет рад и захочет помочь кому-то еще.

Конечно, люди разные, но правила хорошего тона никто не отменял, поэтому умение разговаривать необходимо обеим сторонам — и здоровым, и инвалидам. И последнее. Я убежден, что среда, дружелюбная к людям с ограниченными возможностями, должна начинаться от их дома.

Если человек с инвалидностью не может выйти на улицу, какая разница, сколько официантов кафе прошло курсы его грамотного обслуживания? Он все равно туда не попадет. Поэтому в первую очередь нужны пандусы и подъемники.

До конца года мы, общественники, в одном лишь Кировском районе Красноярска должны обследовать 273 адреса, где живут инвалиды, которые хотели бы, но не могут покинуть свое жилище. И придумать, как им помочь.

Из записок Александра Ткачева

— Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать и четко следуйте инструкциям. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

— Не опирайтесь на кресло-коляску, не постукивайте по ней ногой в театре или кинотеатре. Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться или виснуть на здоровом собеседнике. Непроизвольно, машинально постукивать ногой по коляске — это как пинать человека по ноге. Инвалидное кресло — часть неприкасаемого пространства человека, который его использует.

— Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагайтесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Но ни в коем случае не приседайте перед коляской, как перед малышом.

Если есть возможность, воспользуйтесь стулом, избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.

— Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, что пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь.

— Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

Источник: https://rg.ru/2019/09/04/reg-sibfo/krasnoiarec-rasskazal-kak-invalidam-i-zdorovym-liudiam-poniat-drug-druga.html

Семь простых правил общения с детьми-инвалидами

Как правильно общаться с инвалидами

Многие десятилетия дети-инвалиды и обычные школьники почти не пересекались благодаря системе интернатов для детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование в корне изменило ситуацию, но не может изменить нас самих: мы так долго жили в параллельных мирах, что порой не знаем, как общаться с ребенком, который непохож на остальных. Мне повезло пройти путь от школы-интерната до обычного университета еще до тотальной инклюзии.

Побывав по обе стороны баррикады, могу ответственно заявить: на самом деле все гораздо проще, чем кажется. Сразу уточню: речь пойдет исключительно о детях с физическими недостатками, а не с проблемами психического развития.

Хвалить за реальные достижения

Возможности детей-инвалидов действительно в чем-то ограничены и поэтому нам хочется как можно чаще их хвалить, чтобы поддержать. Парадокс в том, что постоянная похвала таких детей только настораживает. Они-то не считают себя лучше других.

Ребенок-инвалид мечтает о простом: быть на равных с обычными детьми.

Поэтому когда за прочитанное наизусть стихотворение его хвалят в три раза усерднее, чем девочку с соседней парты, это вызывает как минимум недоумение, а в подростковом возрасте и протест: «Вы что меня за дурака тут держите!» 

Ребенка с проблемами здоровья, как любого другого, хвалить стоит только за реальные достижения. А они у каждого свои. «Я, например, в детстве долго не могла научиться лук красиво резать, —  вспоминает Юлия Васильева, инвалид 1 группы по зрению. — Еще было приятно слышать похвалу, когда сюрприз какой-то для мамы сделаешь, даже если это пересоленный салат».

Не говорить о ребенке в третьем лице в его присутствии

Тут всему виной старое представление о том, что перед нами человек не совсем полноценный и он не может полностью отвечать за себя. Между тем, физические недостатки — не синоним умственной отсталости. Поэтому не стоит разговаривать о ребенке так, как будто его тут нет или он не в силах сам сформулировать ответ.

«При встрече с незрячим ребёнком многие склонны не обращаться к самому ребёнку, а разговаривать исключительно с родителями или сопровождающими ребёнка взрослыми, называя ребёнка в третьем лице («он умеет читать?», «налить ему воды?»). Это выходит даже за рамки обычной вежливости, не правда ли?» — говорит Екатерина Чупахина, преподаватель по ориентированию и мобильности для незрячих.

Такое отношение взрослых прямо показывает ребенку, что он — не такой, как другие. Дети-инвалиды, повзрослев, признаются, что не чувствовали себя людьми с ограниченными возможностями до тех пор, как на это им не указало общество. Поэтому будет правильно и вежливо давать таким детям право голоса.

Забыть об излишней опеке

Чрезмерная забота о детях-инвалидах свойственна прежде всего родителям, говорит Екатерина Чупахина. И это не их вина.

Проблема в том, что у нас еще не налажена деятельность специалистов, которые могли бы работать с семьями, где растут эти дети.

«Отсюда идёт гиперопека: родители делают всё за ребёнка, не всегда пытаясь даже научить его самостоятельно одеваться и есть, и полагают нормальным в 9 лет кормить его с ложки. Им нужен специалист, который объяснит:

«Да, ваш ребёнок не видит, но он может делать всё то же, что делают его сверстники, хоть иногда другими способами», — уверена Екатерина Чупахина.

Детям-инвалидам хочется помочь, их действительно бывает жалко, но для начала подумайте: жалеет ли ребенок сам себя? И требует ли он именно такого к себе отношения?

Один мой знакомый, молодой учитель, попал на работу в школу-интернат для детей с ДЦП. В его классе был мальчик, который передвигался с ходунками и то довольно медленно.

Когда весь класс на перемене отправлялся в столовую, преподавателю, как нормальному сильному мужчине, хотелось просто взять парня на руки.

К счастью, он вовремя понял, что этого делать не нужно — ребенок справлялся сам, пусть и не совсем привычным для нас способом.

Не драматизировать на пустом месте

«Так случилось, что из-за слабого зрения эта девочка учится в интернате далеко от дома», —  такой аннотацией открывался раздел со стихами слабовидящей школьницы в одном поэтическом сборнике. Девочка, о которой шла речь, искренне недоумевала, к чему этот высокий слог и какое отношение этот факт ее биографии имеет к стихам?

Отношение к инвалидам, полное драматизма, культивируют СМИ — рассказ об особенном ребенке должен вызывать у читателя слезы. Но в обычной жизни дети с особенностями здоровья меньше всего хотят выделяться и быть героями мелодрам.

Им больше по душе комедии. Мы с подругой, например, с детского сада носим очки с толстыми линзами. При встрече обращаемся друг к другу не иначе как «Привет, очкарик!».

Иногда приходится успокаивать окружающих: нет, это было не оскорбление, а совсем наоборот.

Помнить о личных границах

Нам неприятно, когда на улице нас долго разглядывают незнакомые люди. Ребенок с ограниченными возможностями сталкивается с таким отношением практически ежедневно. А ведь у него, как и у каждого человека, есть право на личные границы.

Иногда мы даже не подозреваем, что нарушаем их.

«У меня плохое зрение, но очки я не ношу. В моем случае они бесполезны, — рассказывает Анна Сизонова, инвалид 2 группы. — И с детства мне постоянно приходилось оправдываться перед взрослыми, отвечать на вопрос: «Почему ты без очков?» Видимо, есть стереотип — и я его ломала».

Свои границы есть и в общении с родителями детей-инвалидов. Довольно часто хочется из лучших побуждений посоветовать им хорошего врача или медицинский центр.

Мне, например, в подростковом возрасте совершенно незнакомые люди, увидев очки, советовали «ехать лечиться в Чебоксары». Вдаваться в объяснения, сколько операций и где мне уже сделали, совершенно не хотелось.

Поэтому если все-таки хочется дать совет (ведь он для кого-то может быть ценным), разговор лучше начать более мягко, например, с фразы: «Вы, наверное, и без меня все это знаете. но…».

Предлагать помощь, когда она действительно нужна

Я все чаще вижу, как обычные прохожие стараются помочь людям с проблемами здоровья в метро, на улице. Видеть это неравнодушие приятно. В то же время сами они признаются, что нередко оказываются в неловкой ситуации, когда помощь не нужна, но ее навязывают.

«Когда я езжу в автобусе, я уступаю место пожилым людям. И если какая-нибудь бабушка замечает, что у меня нет руки, она начинает усаживать меня обратно и говорить на весь автобус: «У вас же нет руки, поэтому садитесь, садитесь». Это смешно, но порою бывает даже обидно», — говорит Анна Пушкаревская, инвалид 3 группы.

Им действительно порой нужна наша помощь, но не всегда эти дети знают, как ее попросить. Сейчас, по словам Екатерины Чупахиной, большим пробелом в реабилитации детей с инвалидностью остается то, что их совершенно не учат об этом говорить. У детей перед глазами просто нет примеров того, как правильно просить помощи в разных ситуациях.

Поэтому бывает, что люди с инвалидностью ведут себя не вполне адекватно с точки зрения обычного человека. «К сожалению, даже в профессиональном сообществе эта проблема пока не осознана», — признается преподаватель.

Возможно, первым шагом к ее решению могут стать отношения с ребенком, основанные на взаимоуважении, чтобы он не стеснялся в конкретной ситуации обратиться к вам с просьбой или сказать, что помощь ему не нужна.

Доверять ребенку

Мы боимся поручать ребенку-инвалиду какую-то работу по дому, опасаемся нагружать его лишними просьбами в школе. Он же из этого делает один очевидный вывод: ему не доверяют. Это так обидно, что запоминается на всю жизнь.

«В детстве бабушка не доверяла мне на кухне. Всё время боялась, что я срежу слишком толстый слой кожуры у картошки.

Когда они с дедом уезжали на дачу, мы с сестрой специально готовы были рано встать, чтобы поэкспериментировать на кухне», — рассказывает сестра Юлии Васильевой — Светлана.

Попробуйте предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности. И вы увидите, насколько неограниченными могут быть его возможности.

«Адекватное отношение к людям с инвалидностью станет возможным, когда общение между ними и остальными людьми будет нормой, а не экзотикой, и только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе», — резюмирует Екатерина Чупахина.

В общем-то, рецепт общения с особенным ребенком довольно прост: ведите себя с ним так, как вели бы с любым другим ребенком. Но принять эту простую истину бывает сложно.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/sem-prostyh-pravil-obsenia-s-detmi-invalidami

Как вести себя с людьми с инвалидностью Инструкция Евгении Воскобойниковой, автора книги «На моем месте. История одного перелома» — Meduza

Как правильно общаться с инвалидами

Инцидент на телешоу «Минута славы» с танцором Евгением Смирновым (судьи проекта Рената Литвинова и Владимир Познер предложили ему «не эксплуатировать» инвалидность), вызвал новые дискуссии, как правильно общаться с людьми с такими особенностями.

Что можно, а чего нельзя говорить человеку с инвалидностью, нормально ли в его присутствии обсуждать его ситуацию и говорить о том, что он может или не может делать? «Медуза» попросила журналистку телеканала «Дождь» и писательницу Евгению Воскобойникову, передвигающуюся на инвалидном кресле последние десять лет, рассказать, как вести себя с людьми с ограниченными физическими возможностями — чтобы никто не чувствовал себя неловко.

1. Развивайте в себе эмпатию

Мы часто не замечаем проблемы (и не задумываемся об их важности), когда они не касаются нас самих или наших близких. Что-то там рассказывают про онкологию, у кого-то там ВИЧ, а кто-то передвигается на коляске — но «меня-то это не касается». Игнорировать таких людей и их потребности — значит создавать для них некомфортную и даже жестокую среду.

К тому же от трагедий, к сожалению, никто не застрахован. Конечно, хорошо бы, чтобы ничего подобного ни с кем из нас не случалось, — но если случится, лучше оказаться в мире, который встретит вас и ваши особенности дружелюбно и с пониманием, а не с агрессией или равнодушием.

Представить, каково приходится каждый день, например, слабовидящим людям, не так сложно — достаточно просто на два часа завязать глаза.

Коротко. Важно задумываться, как живется людям с инвалидностью, а не игнорировать их.

2. Попробуйте пообщаться

Те, кто никогда не общался с людьми с инвалидностью, в первый раз часто испытывают стеснение. И стесняются они не того, что человек выглядит необычно или говорит не совсем понятно.

Зачастую люди стесняются самих себя. Вдруг они со стороны будут выглядеть глупо или сделают что-то не так? Например, пытаясь разговаривать медленнее или предлагая помочь перейти дорогу.

Эти комплексы легко устранимы, стоит лишь раз первому начать общение.

Коротко. Не стоит избегать общения с людьми с особенностями.

3. Разговаривайте на равных

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Если человек на инвалидной коляске, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забудьте назвать себя и пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь.

Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).

Коротко. Постарайтесь сделать так, чтобы человеку с инвалидностью было комфортно с вами общаться.

4. Не демонстрируйте жалость

Жалость, сочувственные замечания или интонация всегда ставят человека с инвалидностью на ступень ниже говорящего.

И даже если ты сам, имея инвалидность, уверен в себе, непрошеное сочувствие постороннего человека может очень сильно повлиять на самооценку. Никогда не надо разговаривать с человеком с инвалидностью, пытаясь его утешить или вселить надежду.

«Ну ничего, врачи обязательно что-нибудь придумают!» — я слишком часто слышу эту фразу, но еще ни разу она меня не поддержала.

Коротко. Не нужно проявлять непрошеного сочувствия к человеку.

5. Но будьте готовы помочь

Пытаясь удержаться от жалости и никого не обидеть, не бросайтесь в другую крайность — не делайте вид, что не замечаете инвалидность или считаете ее неважной. Многим людям с инвалидностью нужно не только понимание их потребностей, но и физическая помощь: открыть или придержать дверь, помочь зайти в общественный транспорт или спуститься по ступенькам.

Часто они не просят о ней, потому что стыдятся или не хотят обременять. Но иногда помощь и не нужна, поэтому никогда ее не навязывайте, ведь не стоит судить о потребностях человека по его внешнему виду. Поэтому для начала обязательно нужно вежливо спросить, не нужно ли помочь и если да, то как и чем именно.

Не стоит катить колясочника на скорости через дорогу, приговаривая: «Не бойся, ты в надежных руках!»

Коротко. Помогать нужно с умом, обязательно поинтересовавшись, нужна ли ваша помощь.

6. Не «защищайте» детей от информации об инвалидности

Часто родители, чей ребенок видит непохожего на него человека, начинают выдумывать небылицы — чтобы максимально просто, не вдаваясь в подробности, объяснить ребенку, с чем он столкнулся. Звучит это примерно так: «Просто тетя болеет».

Но правильнее потрудиться и объяснить ребенку, почему эта тетя так выглядит, почему такие люди бывают и как к ним нужно относиться, как с ними общаться. Что их не нужно воспринимать как плохих, больных или бесполезных.

Это важно: так у ребенка не будет пробелов в ответе на этот вопрос, он не будет «отводить глаза» и стараться не замечать людей с инвалидностью, не будет шокирован или возмущен, увидев на улице человека без одной ноги.

Коротко. Нужно объяснять детям, что люди бывают разные, но это не делает кого-то хуже или лучше.

7. Чаще улыбайтесь друг другу

На Западе принято улыбаться и иногда даже здороваться с незнакомым человеком, у которого есть видимые сложности — будь то инвалидное кресло или отсутствие руки. Меня, например, это гораздо больше поддерживает, чем банальные фразы. По крайней мере, улыбка всегда поднимает настроение. Радует и то, что за последние пару лет я такие улыбки все чаще вижу и в России.

Коротко. Улыбка всем поднимает настроение!

Источник: https://meduza.io/feature/2017/03/12/kak-vesti-sebya-s-lyudmi-s-invalidnostyu

Судебный вердикт
Добавить комментарий