Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее – ИПРИ), выдаваемых медико-реабилитационными экспертными комиссиями по результатам медико-социальной экспертизы.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.

Отказ инвалида или его законного представителя от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие государственные органы, а также организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией инвалидов, от ответственности за ее исполнение.

«В решении от 10.07.

2009 N Р-358/2009 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов» Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что освобождение от ответственности соответствующих государственных органов, организаций и лиц, занимающихся реабилитацией инвалидов, т.е. нанимателя, за исполнение ИПРИ может иметь место только при добровольном и осознанном отказе инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей, при условии, что такой отказ подтвержден соответствующими доказательствами.

Для подтверждения отказа инвалида от реализации отдельной части его индивидуальной программы реабилитации, в частности, от установления ему в соответствии с подп. 2.3 формы ИПРИ неполного рабочего дня, работнику следует подать письменное заявление нанимателю, что позволит считать такое решение добровольным и осознанным.

Поскольку исполнение ИПРИ является обязанностью как нанимателя, так и работника, то осознанный и бесспорный отказ инвалида является основанием для безусловного приема нанимателем отказа работника, что выражается изданием соответствующего приказа.

В такой ситуации наниматель освобождается от ответственности за неисполнение ИПРИ.

В то же время отказаться от неполного рабочего дня, установленного работнику-инвалиду, в соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона на основании заключения МРЭК нельзя.

Таким образом, если в заключении МРЭК инвалиду была установлена рекомендация по работе в режиме неполного рабочего времени до вступления в силу действующей редакции Закона (23.10.2009), то права на отказ от неполного рабочего времени он не имеет.»

 (источник: http://www.yurist.by/)

Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», индивидуальная программа реабилитации инвалида состоит из трех разделов:

  • программа медицинской реабилитации;
  • программа профессиональной и трудовой реабилитации;
  • программа социальной реабилитации.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

При составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида врачи медико-реабилитационной экспертной комиссии обязаны проинформировать инвалида о его правах, предоставляемых настоящим Законом.

Финансирование мероприятий по выполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Согласно п.8 Инструкции о порядке заполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения                                               Республики Беларусь от 01.07.2011 N 65, при заполнении пункта 6 графы 2 «Перечень мероприятий» раздела II «Программа профессиональной и трудовой реабилитации» ИПР:

в подпункте 6.1 указывается нуждаемость инвалида в освоении образовательных программ;

в подпункте 6.2, который именуется «Нуждаемость в трудоустройстве по профессии, специальности (направление специальности, специализации)» — указываются профессии, специальности, по которым может работать инвалид;

в подпункте 6.3 – «Нуждаемость в адаптации к трудовой деятельности в профессии, должности» — указывается профессия, должность и период адаптации к трудовой деятельности по данной профессии, должности в месяцах;

в подпункте 6.4 указывается нуждаемость в оснащении рабочего места инвалида специальными приспособлениями для осуществления трудовой деятельности.

Например, в ИПРИ у Д., получившего высшее образование по специальности «История», имеется квалификация историк, преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин. В его ИПРИ в подпункте 6.

2 указано: «Уровень образования и полученная квалификация позволяет быть занятым в должностях историка, лаборанта с высшим образованием (вне непосредственного контакта с детьми до 18 лет).

Также возможна занятость в профессиях, предполагающих наличие высшего образования без предъявления требований к профилю образования.»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если Д. решит искать работу по специальности, у которой есть требования к профилю образования, ему придется вновь обращаться в МРЭК для решения вопроса о выдаче нового консультативно-экспертного заключения либо внесения изменений в уже имеющееся.

Как мы видим, в аспектах трудовой реабилитации соответствующие государственные органы действуют иногда излишне директивно и не вполне гибко.

На данном примере видно, что в некоторых случаях формулировки слишком расплывчаты и они устанавливают не вполне понятные директивные ограничения в данной сфере для данного инвалида.

Это может приводить в том числе к вторичной стигматизации инвалида и к сложностям в его последующем трудоустройстве, как самостоятельном, так и с помощью органов занятости.

На протяжении последнего времени различные чиновники комментировали эту ситуацию примерно схоже. Например, Анжела Боложко, заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Горецкого райисполкома, комментировала в 2015 году:

«При установлении инвалидности специалисты МРЭК «прописывали» пациенту профессии, по которым человек с данным диагнозом мог работать. В индивидуальной программе реабилитации, как правило, указывали обычно от 2 до 5 профессий. А если инвалид находил шестую или седьмую, но она не была отмечена в заключении, трудоустроиться он уже не мог.

Необходимо было снова проходить медкомиссию в поликлинике. Этот процесс достаточно трудоемкий и затратный как для медиков, так и для пациента. А желанная вакансия при этом занималась другими.

Какой работодатель согласится ждать сотрудника, да еще инвалида, несколько недель, а то и больше?! Да и зачем ограничивать человека каким-то перечнем?! Может, он в течение своей жизни освоил ряд дополнительных специальностей! Поэтому решено уйти от запретительных мер, сделать так, чтобы люди работали там, где они захотят, если это не ухудшает состояние здоровья, а имеющееся заболевание не создает угрозу для окружающих. Если у человека приступы потери сознания, безусловно, его ни при каком желании не допустят до вождения автобуса, но целый ряд других профессий ему может быть доступен.

Второй этап проекта проводится до 31 декабря 2015 года. На основании результатов примут окончательное решение об отмене конкретного перечня профессий (специальностей) для трудоустройства людей, имеющих ограничения по состоя-
нию здоровья.»

(ссылка http://www.gorkiv.by)

«08.04.2016 г. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь с участием первого заместителя Министра А.В.Лобовича, заместителя Министра А.А.Румака, представителей Министерства здравоохранения, РНПЦ «Медицинской экспертизы и реабилитации», ОО «БелОИ», ОО «БелТИЗ», ОО «БелОГ» подведены итоги реализации пилотного проекта по расширению возможностей для трудоустройства инвалидов.

Проект реализовывался с 15 апреля по 31 декабря 2015 г. в Бресте, Витебске, Гомеле, Волковыском районе Гродненской области, Борисовском районе Минской области, Горецком районе Могилевской области, Первомайском районе г. Минска.

Пилотный Проект был направлен на отработку взаимодействия между медико-реабилитационной экспертной комиссии, осуществляющей оценку возможности профессиональной и (или) трудовой реабилитации инвалидов, и органами государственной службы занятости по оказанию инвалидам помощи в трудоустройстве.

В рамках проекта в индивидуальных программах реабилитации инвалидов указывался не конкретный перечень профессий, специальностей, по которым может работать инвалид, а определялись условия труда, в которых он может работать (трудиться), производственные факторы и противопоказания для его трудоустройства (шум, высота и т.д.).

В ходе обсуждения результатов проекта было отмечено, что отмена указаний в индивидуальной программе реабилитации инвалида конкретного перечня профессий, специальностей предоставляет инвалиду более широкие возможности для трудоустройства. Кроме того, отмечено уменьшение количества обращений инвалидов в МРЭКи в целях корректировки индивидуальной программы реабилитации инвалида, в части заполнения раздела II «Программа профессиональной и трудовой реабилитации» ИПР.

По результатам обсуждения принято решение о внедрении в практику работы органов государственной службы занятости и органов здравоохранения результатов пилотного проекта.»

(ссылка: http://www.mintrud.gov.by/)

19 мая 2016 г. Министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко пояснил следующее:

«С 1 мая 2016 года все медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) республики при установлении гражданину группы инвалидности не указывают конкретный перечень профессий для его трудоустройства, а лишь противопоказанные производственные факторы и необходимые условия труда».

Оценку возможности профессиональной и (или) трудовой реабилитации инвалидов осуществляет МРЭК.

Ранее в индивидуальной программе реабилитации инвалида указывался конкретный перечень профессий (специальностей), по которым инвалид мог работать.

Однако нередко возникали ситуации, когда рабочее место, на которое он хотел устроиться, не было включено в этот список. И человек был вынужден повторно (а то и многократно) обращаться в МРЭК с целью коррекции трудовых рекомендаций.

В отдельных районах Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской областей и Минске в 2014-2015 годах был реализован пилотный проект.

Так, при составлении индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида в ней указывался не перечень конкретных профессий, специальностей для его возможной трудовой занятости, а то, что пациент нуждается в исключении воздействия неблагоприятных производственных факторов и создании необходимых условий для труда.

Далее органы по труду, занятости и социальной защите оказывали инвалидам содействие в трудоустройстве с учетом имеющихся возможностей (наличие вакансий, в том числе по программе трудовой адаптации, возможностей переобучения и др.). В ходе реализации этого проекта было отработано взаимодействие между МРЭК и органами по труду, занятости и социальной защите по указанным вопросам.

Итоги реализации этого пилотного проекта обсуждались в апреле текущего года на совместном совещании Минтруда и соцзащиты и Минздрава с участием представителей общественных объединений (организаций) инвалидов и оценены как положительные.

По результатам проекта всеми заинтересованными сторонами было отмечено уменьшение барьеров для трудоустройства инвалидов.

В частности, отпала необходимость повторных обращений инвалидов в МРЭК для коррекции трудовых рекомендаций, сократилось время освидетельствования пациента в МРЭК и составления ИПР.

Было принято совместное решение о распространении наработанной практики деятельности МРЭК и органов по труду, занятости и социальной защите по вопросам трудоустройства инвалидов в части исключения перечня профессий, рекомендованных для трудоустройства инвалидов.»

(ссылка: http://www.belta.by/)

Найти это решение в открытом доступе нам не удалось. В вышеупомянутую Инструкцию о порядке заполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида последние изменения вносились 30.06.2012 г.

Источник: http://stopstigma.by/2016/12/02/ipr/

Индивидуальная программа Реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Что такое ИПР

Индивидуальная программа реабилитации — это разработанный федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

ИПР инвалида является обязательной для исполнения уполномоченными органами (Фонд Социального страхования РФ, Министерство или Департамент социальной защиты населения).

ИПР выдается в виде единой формы установленного образца и включает следующие разделы:

  1. Медицинская реабилитация;
  2. Социальная реабилитация;
  3. Профессиональная реабилитация;
  4. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет).

Протезирование и ортезирование инвалидов включено в раздел медицинской реабилитации.

Как оформить ИПР

Индивидуальную программу реабилитации и свидетельство об инвалидности можно оформить в бюро медико-социальной экспертизы.

Для получения ИПР вам следует сделать:

  1. Обратитесь к лечащему врачу за направлением на медико-социальную экспертизу
    Направление имеет форму 088у-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь». Форма 088у-06 действует 1 месяц с даты оформления.
  2. Подайте заявление в бюро медико-социальной экспертизы в двух экземплярах
    В заявлении целесообразно указать мероприятия, средства и услуги по всем трём видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), в которых Вы нуждаетесь для обеспечения Вам равных возможностей с другими гражданами. Часто в органах МСЭ существует типовая форма заявления, в которую трудно что-либо дописать. В таком случае полезно написать Ваши пожелания в приложении и приписать в заявлении: «Прошу учесть рекомендации в приложении». ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Проконтролируйте, чтобы в ИПР были вписаны следующие пункты в части раздела медицинской реабилитации (при протезировании и ортезировании конечностей):

  1. Протез / ортез;
  2. Ремонт протеза / ортеза;
  3. Купальный протез;
  4. Чехлы на культю х/б, чехлы на культю шерстяные;
  5. Чехлы на культю из полимерного материала;
  6. Ортопедическая обувь / обувь на протез / аппарат;
  7. Костыли;
  8. Трость.

К заявлению полезно приложить заключения экспертов или рекомендации специалистов, которые предоставляют Вам реабилитационные услуги! Кроме того, Вы имеете право пригласить по своему заявлению любого специалиста для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Срок действия ИПР и порядок внесения изменений

Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет.

При необходимости внесения дополнений или изменений

в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление (справка №088/у-06) на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

В случае утраты ИПР, ее копия может быть выдана на основании заявления в бюро МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению ИПР?

В случае несогласия с содержанием ИПР решение бюро МСЭ Вы можете обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона в месячный срок. К заявлению прикладывается копия ИПР.

На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам.

Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство здравоохранения и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Если Вы отказались от ИПР?

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) носит для Вас рекомендательный характер. Вы вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Однако нужно помнить, что ИПР — это не просто список необходимых технических средств реабилитации.

ИПР включает в себя все мероприятия, необходимые для полноценной реабилитации инвалида, в том числе направления на санаторно-курортное лечение, профессиональное обучение, социальную адаптацию и многое другое.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает уполномоченный орган от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации за самостоятельно приобретенное изделие.

Важно понимать, что грамотное оформление индивидуальной программы реабилитации предоставляет инвалиду широкие возможности в получении необходимых технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий и реабилитационных услуг для ведения им полноценной жизни и для его интеграции в социально-культурную среду, поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

Источник: https://www.orto-kosmos.ru/school/individualnaya-programma-reabilitatsii/

Приложение N 1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохраненияи социального развития РФ

от 4 августа 2008 г. N 379н

Форма

_________________________________________________________________________ (наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы) Индивидуальная программа реабилитации инвалида,* выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Карта N_____ к акту освидетельствования N _____ от «____»________20___ г.1. Фамилия, имя, отчество:_______________________________________________2. Дата рождения: _______________________________________________________3. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается местопребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации(указываемое подчеркнуть):_______________________________________________4. Контактные телефоны: _________________________________________________5. Группа инвалидности: ________________установлена на срок до:__________6. Степень ограничения способности к трудовой деятельности: _____________7. Причина инвалидности:_________________________________________________8. Показания к проведению реабилитационных мероприятий:__________________

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельностиСтепень ограничения (1, 2, 3)
способности к самообслуживанию:
способности к передвижению:
способности к ориентации:
способности к общению:
способности к обучению:
способности к трудовой деятельности
способности к контролю за своим поведением

9. ИПР разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срокдо:____________________(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за теммесяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на которыйназначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись»бессрочно»)10. Дата очередного освидетельствования:_________________________________11. Дата выдачи ИПР:_____________________________________________________ Мероприятия медицинской реабилитации

Перечень мероприятий медицинской реабилитацииСрок проведения мероприятий медицинской реабилитацииИсполнитель проведения мероприятий медицинской реабилитацииОтметка о выполнении или невыполнении (указать причину)
Реконструктивная хирургия
Восстановительная терапия
Санаторно-курортное лечение
Протезирование и ортезирование

Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью,частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью,частично) (нужное подчеркнуть). Мероприятия профессиональной реабилитации

Перечень мероприятий профессиональной реабилитацииСрок проведения мероприятий профессиональной реабилитацииИсполнитель проведения мероприятий профессиональной реабилитацииОтметка о выполнении или невыполнении (указать причину)
Профессиональная ориентация
Профессиональное обучение и переобучение
Содействие в трудоустройстве
Производственная адаптация

Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда Прогнозируемый результат: адаптация на прежнем рабочем месте; адаптацияна прежнем рабочем месте с измененными условиями труда; получение новойпрофессии (специальности); подбор подходящего рабочего места; созданиеспециального рабочего места (нужное подчеркнуть). Мероприятия социальной реабилитации

Перечень мероприятий социальной реабилитацииСрок проведения мероприятий социальной реабилитацииИсполнитель проведения мероприятий социальной реабилитацииОтметка о выполнении или невыполнении (указать причину)
Социально-средовая реабилитации
Социально-педагогическая реабилитация
Социально-психологическая реабилитация
Социокультурная реабилитация
Социально-бытовая адаптация
Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт

Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию(полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное,частичное); восстановление социально-средового статуса (полное,частичное) (нужное подчеркнуть). Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)

Перечень TCPСрок проведения реабилитационных мероприятий с применением TCPИсполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением TCPОтметка о выполнении или невыполнении (указать причину)

Примечание. Во всех таблицах в графах, где указывается срокпроведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициямуказываются даты начала и окончания проведения реабилитационногомероприятия либо делается запись «бессрочно»; в графах, где указываетсяисполнитель проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующимпозициям указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия(исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации;территориальный орган социальной защиты населения; государственныеучреждения службы занятости населения субъектов Российской Федерации;работодатель; территориальные органы управления здравоохранением,образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организациилибо сам инвалид); в графах, содержащих отметку о выполнении илиневыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициямделается запись «выполнено» или «не выполнено» указанной в качествеисполнителя организацией, которая заверяется подписью ответственного лицаэтой организации и печатью. С содержанием ИПР согласен _______________________ _____________________ (подпись инвалида или (расшифровка подписи) его законного представителя (подчеркнуть)) Руководитель федеральногогосударственногоучреждения медико-социальной экспертизы _______________________ _____________________ М.П. (подпись) (расшифровка подписи) Заключение о выполнении ИПР Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная);восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительныерезультаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др._________________________________________________________________________________________________ Оценка результатов профессиональной реабилитации: достигнута адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на прежнемрабочем месте с измененными условиями труда; получена новая профессия(специальность); подобрано подходящее рабочее место; создано специальноерабочее место; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть)и др.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная);восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично);восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично);положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограниченийжизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужноеподчеркнуть) и др.________________________________________________________________________________________________________________________________ Особые отметки о реализации ИПР: _________________________________________________________________________ (вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий) Дата вынесения заключения «_____ «_____________20____ г. Руководитель федеральногогосударственного учреждениямедико-социальной экспертизы ______________________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) М.П.

_____________________________

* Далее — ИПР.

Источник: https://base.garant.ru/12162205/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Ипр инвалида: расшифровка, бланк

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида, сокращенно ИПР, включает в себя дальнейшие действия, которые следуют после получения заключения МСЭ. Иными словами, это комплекс восстанавливающих здоровье мер, включающих в себя назначение лекарств, использование технических и иных мер поддержки человека, получившего инвалидность.

До 2016 года существовало ИПР, далее индивидуальную реабилитацию стали называть ИПРА за счет присоединения словосочетания «или абилитации инвалида и ребенка-инвалида».  

Люди, получившие статус инвалида, имеют ряд привилегий в РФ, которые помогают им адаптироваться среди здоровых людей. Для того, чтобы они могли выздороветь, государство предоставляет им необходимое финансирование или техническое оснащение.

Но и для того, чтобы получить льготы, сам человек должен следовать ИПРА.

Важно! ИПР (ИПРА) – это официальный медицинский документ, который составляется комиссией после проведения МСЭ. Получение инвалидности на МСЭ – это не просто посещение врачей для получения справки о состоянии здоровья.

На основании заключения экспертизы делают выводы:

  • насколько человек ограничен в своих возможностях, может или нет осуществлять простые повседневные обязанности без посторонней помощи;
  • вероятно ли выздоровление;
  • в чем заключается простота или сложность реабилитации инвалида.

Иными словами, комиссия на основании полученных сведений о человеке составляет план возможного возвращения его к полноценной жизни, каков комплекс мер нужно провести, чтобы добиться положительных результатов реабилитации.

Для справки! Реабилитация – комплекс медицинских мер, направленных на восстановление физического здоровья пациента-инвалида. Абилитация – действия, сконцентрированные на адаптацию человека к жизни, больше заключается в психологической поддержке человека.

Состав ИПРА регламентируется ст. 11 ФЗ № 181-ФЗ (ноябрь 1995 г.).

Именно по этому закону разрабатывается программа, которая включает в себя формы, объемы, виды мероприятий, которые могут улучшить самочувствие инвалида, а также предоставляется техническая поддержка и комплекс услуг индивидуально.

Пример применения закона: предоставление инвалиду кресла, назначение лекарственных препаратов или выдача направлений на дорогостоящее обследование (МРТ). В случае, если человек остро переживает потерю здоровья, то ему потребуются услуги психолога.

Человек, получивший инвалидность, становится незащищенным в социальном и психологическом плане. Ограничение физических возможностей и неподготовленность российских дорог, учреждений, магазинов, отсутствие широких лифтов и пандусов не дает человеку нормально жить, запирая его в 4 стенах или делая полностью зависимым от воли и времени окружающих.

Чтобы максимально восстановиться и вновь вернуться к нормальной жизни инвалиду важно следовать программе ИПР. Воочию изучив советы и рекомендации врачей, а также использовав техническую, материальную и психологическую поддержку, он может полностью или частично реабилитироваться.

Важно! В законе нет рычагов давления на инвалида. Его нельзя заставить следовать рекомендациям ИПРА. Они носят только рекомендательный характер и в воле человека, остаться при своем или попытаться наладить нормальную жизнь.

Также ИПР нужна для врачей, учреждений, где будут проводить процедуры. Документ включает в себя не только список медицинских мероприятий, его нельзя расценивать как назначение комиссии специалистов МСЭ.

В нем прописаны все разработки, наказы, советы и напоминания относительно всех сфер жизни человека в обществе:

  • социальной — адаптация инвалида среди людей;
  • профессиональной — в случае, когда инвалид не может вернуться к своей прежней должности, ему порекомендуют пройти переобучение по доступным профессиям;
  • досуговой — отдых в санатории по профильному заболеванию.

На основании того, что прописано в ИПР, осуществляется и господдержка инвалида. На мероприятия и оснащения для удобств в жизни деньги выделяются на федеральном и местном уровне.

Основные дотации идут из федерального бюджета, местные власти также должны раскошелиться на предоставление и оснащение мер по поддержке инвалида, которые не включаются в общий перечень.

На основании ИПРА человек с ограниченными возможностями может претендовать на материальную компенсацию за невыполненную услугу или не осуществленное техническое оснащение мест пользования (приказ Минздравсоцразвития № 57 в 2011 году). Это касается случаев, когда:

  • оказать инвалиду услугу, предоставить оборудование по каким-либо причинам невозможно;
  • инвалид на свои деньги все купил и оборудовал, расплатился за услуги по реабилитации.

Компенсация не выполняется по фактическим затратам инвалида. Все расчеты идут по нормативам, которые, нередко, сильно занижены.

ИПРА действует только в отношении лиц, прошедших МСЭ и получивших инвалидность. В документе нужно проверить правильно ли прописан комплекс реабилитационных мер (сравнить с перечнем в «Распоряжении Правительства № 2347-р от 2005 г.).

Существуют три группы ИПР:

  • реабилитация. Это хирургические операции, лекарства, путевки в санатории, слуховые аппараты, протезы и т.п.;
  • техоснащение. Это коляски, собаки-поводы, специальная обувь, трости и т.п. вещи, которые призваны облегчить жизнь инвалида;
  • услуги. Это сурдоперевод, кормление собак-поводырей, ремонт техсредств (бесплатно).

Этот бланк всегда нужно иметь на руках, чтобы стребовать с уполномоченных организаций свое. Они обязаны при обращении инвалида выполнить предписание ИПР при его предоставлении.

Если у Вас есть вопросы, то наш дежурный юрист готов бесплатно вас проконсультировать

Источник: https://propravo24.ru/finansy/posobija-i-vyplaty/individualnaya-programma-reabilitacii-invalida

Приказ Минздравсоцразвития об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 августа 2008 г.

Регистрационный N 12189

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст.

1550) и в соответствии с пунктом 5.2.94 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; 2008, N 15, ст. 1555; 2008, N 23, ст.

2713), приказываю:

1. Утвердить:

форму индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению N 1;

форму индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению N 2;

порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) согласно приложению N 3.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г. N 6226).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2008 г.

Министр
Т. Голикова

Приложение N 3

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

I. Общие положения

1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее — главные бюро) и их филиалами — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро).

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях уточнения структуры и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (Федерального бюро, главного бюро).

Указанная программа доводится до сведения инвалида (его законного представителя) в доступной для него форме.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) составляется в двух экземплярах, один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальных программ реабилитации, второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования.

3. При реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

II. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

4.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).

5. Специалисты бюро (Федерального бюро, главного бюро) обязаны объяснить инвалиду (его законному представителю) цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

6.

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

7. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

В случае необходимости по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.

8. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, гражданин может быть направлен для разработки или коррекции индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) в вышестоящее федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

9. Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет.

При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.

10. Сформированная индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и инвалидом либо его законным представителем, заверяется печатью и выдается на руки инвалиду (его законному представителю).

11. В случае отказа инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина и не выдается на руки инвалиду (его законному представителю).

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2008, N 15, ст. 1554).

III. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

12. Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.

13. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

14. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном освидетельствовании инвалида.

Источник: https://rg.ru/2008/09/10/invalidy-dok.html

Судебный вердикт
Добавить комментарий