Фобии (страхи) у детей

Страшно не по-детски. Почему важно знать, чего боится ребенок

Фобии (страхи) у детей

Детский страх очень сложно оставить в детстве. Как правило, он продолжает жить во взрослом человеке, просто видоизменяется в другие боязни и комплексы. Чего боимся мы? Чего боятся наши дети?

Иллюстрация: Рита Морозова

К практическому психологу часто обращаются с проблемой детских страхов. Методы работы с ними почти всегда базируются на поведенческой терапии. 

Еще часто используются разные варианты десенсибилизации — страхи рисуют, проигрывают, с их героями придумывают всякие истории.

И недаром принято считать, что в первом приближении «онтогенез есть краткое повторение филогенеза», ведь в сущности так всегда поступало со своими меняющимися страхами человечество в целом.

Страхи проигрывали в самых разных видах искусства, начиная от религиозных мистерий и кончая фильмами ужаса, разные народы олицетворяли их в разных героях (у нас это Баба-яга, леший и так далее). И все это реально помогало и помогает совладать со страхами и у детей, и у взрослых, и прежде, и сейчас.

Как часто встречаются страхи у детей? По данным разных источников, в возрасте 4–9 лет те или иные выраженные страхи присущи 5–8 детям из каждых десяти. Взглянув на эти цифры, поневоле задумываешься: наличие страхов в этом возрасте — проблема или норма? К этому вопросу мы с вами еще вернемся.

Меня в проблеме детских страхов всегда интересовал эволюционный аспект.

Существует ли он вообще, или дети, особенно маленькие, всегда, во все времена боятся одного и того же? Поскольку я тоже когда-то была ребенком, давно живу на этом свете, работаю на одном и том же месте уже больше четверти века, материал для размышления у меня есть. Сегодня я предлагаю читателям подумать об эволюции детских страхов вместе со мной и, может быть, вспомнить что-то из своего детства.

Почему это важно? Да потому, что структура детских страхов оказывает весьма существенное влияние на устройство взрослой личности и ее реакции на воздействия окружающей среды.

Так что если детские страхи меняются, то каждое поколение взрослых людей имеет в бэкграунде несколько разный базовый «страховитый» опыт и, следовательно, несколько по-разному реагирует на довольно широкий круг проблем и вопросов.

Итак, давайте посмотрим локальные (ленинградско-петербургские) детские страхи за последние полвека.

Чего боялись в моем детстве я и мои сверстники? Чего боялись «дети перестройки»? Чего дети боятся сейчас? Что изменилось и что осталось прежним?

Начнем с базовых страхов, которые, по всей видимости, у нас «в прошивке».

Вид homo sapiens относится к дневным животным. В норме мы днем активны, а ночью спим в укрытии. Поэтому темнота для нас опасна. Там прячутся враги.

Многие дети боятся темноты, отказываются выключать свет вечером, опасаются заходить в темную комнату или ходить по темному коридору. Этот страх был, есть и никуда деваться не собирается.

Обычно к подростковости его «перерастают», в моем психологически «закрытом» поколении он даже превратился в свой антипод, что выражается поговоркой «темнота — друг молодежи».

Многие дети боятся больших животных — собак, коров, лошадей, в лесу — волков или медведей (даже если этот лес — чахлый лесопарк для семейных пикников). Это тоже базовое: когда-то безволосый голый детеныш человека был законной добычей любого крупного хищника.

Некоторые маленькие дети боятся животных очень маленьких — мух, пчел, мошек, комаров. По моим наблюдениям, количество таких детей растет, возможно, это связано с усиливающейся урбанизацией.

Дети с богатой фантазией часто боятся лично придуманных персонажей — привидение в ванной, крокодила под кроватью, гнома в шкафу и так далее.

И последний, быстро переходящий в панику страх маленького ребенка остаться одному, без матери или вообще без взрослых.

Он не нуждается в обоснованиях, коренится также в биологии нашего вида, но по каким-то совершенно непонятным мне причинам сейчас, кажется, растет число маленьких детей, которые остаться одни не боятся и вообще не очень-то ориентируются на взрослых. Избыток взрослого внимания? «Я такая ценность, что меня не оставят, волноваться не о чем?» Не знаю.

Вот, пожалуй, и все базовые страхи. Прошу уважаемых читателей дополнить этот список, если я что-то упустила.

Если начать совсем издалека, то поколение наших родителей, переживших войну и блокаду Ленинграда, разумеется, боялось голода, холода и войны, и поэтому нас в детстве все время закармливали, нещадно кутали и пичкали милитаризмом во всех видах.

Смотрим дальше.

Чего боялись полвека назад, в моем раннем детстве:

  • Бабу-ягу в самом нежном возрасте (почти всех нас пугали, теперь детей фольклорными персонажами, кажется, пугать практически перестали).
  • Иголку, которая потеряется, незаметно воткнется в тело, дойдет по сосудам до сердца, сердце остановится и человек умрет (я спрашивала, сейчас этой легенды не боятся, может быть, это связано с тем, что маленькие дети практически не рукодельничают).
  • Микробов неизвестной, но ужасной болезни, которая живет на кончиках выдернутого из травяной трубки колоска. Эти мягкие кончики мы ужасно любили жевать.
  • «Конского волоса» — некое полумистическое живое существо, которое живет в водоемах, впивается в тело и там неизвестно что делает, но явно что-то плохое.
  • Милиционера — им пугали всех и по любому поводу. Тут у нас образовывался некоторый когнитивный диссонанс, ведь одновременно нам всем читали стихи про дядю Степу-милиционера.
  • Ядерной войны. Причем в детстве мы думали, что она может начаться как-то сама собой, независимо от воли людей. Мы были абсолютно уверены в том, что войны не хочет никто в мире, даже Америка.
  • Страшных литературных персонажей типа Каменного гостя или чудовища из «Аленького цветочка». 

Дети времен перестройки (я в это время уже работала в поликлинике, к тому же это поколение моих детей) боялись:

  • Нищеты (что не будет денег, не на что будет ничего покупать).
  • Маньяков (дети того времени даже сами себя психотерапевтировали, у них была специальная игра с одноименным названием, когда маньяком назначали какого-нибудь подозрительного прохожего и начинали дружно и несколько истерически-смешно, с явным переигрышем его бояться).
  • Что кто-то залезет в квартиру и убьет или вещи унесет.
  • Что их украдут.
  • Зомби-апокалипсиса и разных киногероев типа Фредди Крюгера.
  • Каких-то полуприродных, не зависящих от воли их самих и даже их родителей катастроф: а если пожар? А если дом рухнет? А если бросят камень и стекло разобьется, а я или мама будем у окна сидеть? 

Дети второго десятилетия второго тысячелетия, то есть те, которые приходили ко мне в последние годы, в дополнение к базовым страхам, боятся:

  • Разных настоящих (не выдуманных, как во времена моего детства) болезней (ипохондрические страхи бывают сегодня даже у пятилетних детей).
  • Что они никому не нужны (совершенно непонятный мне страх в современное детоцентрическое время).
  • Что у них никогда ничего не получится, во всяком случае точно не получится, как у других.
  • Что они не хорошие, поэтому их не будут любить, не примут, отвергнут и так далее (тоже, как ни странно, сегодня встречается даже у пятилеток, в мое время это был скорее подростковый страх). 

И кстати, о подростковых страхах.

Есть «вечные» — например, страх ответа у доски, страх публичных выступлений, страх новых компаний. Новое (раньше не было):

  • Панический, до уровня развитой фобии страх перед выпускными экзаменами. Провоцируется родителями и учителями.
  • Страх, что «не заметят» — не поставят лайков, не будут дружить в социальных сетях и так далее. (Перестроечные подростки, наоборот, боялись, что «где-то про нас все знают» — теперь у многих из них, уже взрослых людей, заклеены пластырем камеры на ноутбуках).
  • Страх «не смогу достойно устроиться в жизни» (мое поколение этим совсем не заморачивалось, а перестроечные формулировали это как «боюсь стать бомжом»).
  • Разнообразные «пугалки в сети», их список меняется быстрее моды, поэтому у меня просто не получается за ними уследить. Пример: «Существуют в сети картинки, на которые посмотришь и сразу пойдешь и из окна выбросишься».
  • Страх выхода в мир, страх взросления, взрослости (мое поколение, наоборот, хотело «скорее вырасти и уж тогда…»). 

Некоторые поколенческие черты из этих страхов как будто бы вырисовываются, не так ли? Есть о чем подумать.

Приглашаю читателей продолжить и расширить мои списки.

Чего вы боялись в вашем детстве? Чего боятся ваши дети сейчас?

И последнее: ни в коем случае не следует думать, что родителям нужно ухитриться как-то так растить ребенка, чтобы ему «нечего было бояться». Полное отсутствие страха у ребенка точно не норма. Страх — это важная адаптационная реакция.

Сталкиваясь со своими и чужими страхами, изучая их, адаптируясь к ним и справляясь с ними, ребенок растет и взрослеет.

Не ограждайте его от всего страшного, просто будьте рядом с ним, когда ему это нужно, и следите за тем, чтобы у него была группа сверстников, с которой он при необходимости сможет свои страхи разделить (иногда вместе бояться и преодолевать страхи легче).

#психология, #дети, #страх Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!

Источник: https://snob.ru/entry/180613/

«Я боюсь!» Детские страхи и как с ними бороться

Фобии (страхи) у детей

Лиана Хазиахметова

Хэллоуин, хоть и зарубежный праздник с мрачной историей, может стать прекрасным поводом повеселиться. Придумать костюмы, приготовить тыквенный пирог, собрать друзей и устроить для детей квест с вампирами, ведьмами и другими жуткими персонажами из сказок. А еще — это повод поговорить о настоящих детских страхах, которые кажутся ерундой только взрослым.

Мир ребенка во многом фантазийный: в темной комнате обитают чудовища, а мелкая ссора становится для него катастрофой. К этому нужно относиться внимательно и прорабатывать каждую такую фобию. Иначе страхи могут перекочевать во взрослую жизнь в форме комплексов. Мы рассмотрели пять видов страхов, которые чаще всего встречаются у малышей, и методы борьбы с ними.

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ

Под общественными страхами или социальными фобиями подразумевается комплекс опасений: страх потери уважения, любви и своей ценности в глазах сверстников, страх совершить ошибку и получить критику, страх несоответствия ожиданиям взрослых, страх привлечь внимание окружающих. Мы попросили рассказать о социальных страхах детского психолога Екатерину Ильичеву.

— Факторами возникновения таких страхов служат личностные черты: застенчивость, обидчивость, избыточная чувствительность, если родители проявляют по отношению к ребенку излишнюю строгость и высокие требования, гиперопеку, негативно оценивают самого ребенка, а не его поведение. Дети — наше зеркало: они подражают взрослым, и если те ведут себя неконструктивно, такого же поведения стоит ожидать и от малышей.

— К чему это приводит?

— К страху потерять уважение, любовь близкого человека. Ребенок слабо контролирует свое поведение, и когда что-то идет не так, закатывает истерики в надежде вернуть любовь и внимание.

Это лишь один из примеров.

Социальные фобии бывают самые разные — от страха совершить ошибку («я этого делать не буду, у меня все равно не получится!») до страха привлечь к себе внимание (гиперболизированная форма стеснения).

— Какие есть методы борьбы со страхами?

— Для того, чтобы бороться со страхом, прежде всего необходимо признать его. Ни в коем случае не отрицайте детские страхи, не говорите, что все это ерунда, ты уже большой, мальчики ничего не должны бояться и прочее.

Объясните ребенку, что все люди чего-то боятся, просто в разном возрасте разные страхи. Говорите с ребенком о его страхах, придумайте сказочную историю, в которой вы можете приручить страх или сделать его смешным. Еще один способ — визуализировать страх.

Слепите его вместе с ребенком, нарисуйте, сделайте из бумаги: после этого ребенок сам решит, что он захочет с ним сделать, порвать, выбросить или спрятать подальше в шкаф. Поиграйте в страхи.

Ведущая деятельность ребенка — игра, именно через нее дети познают мир, так почему бы не сразиться со страхом в игре? Научив малыша справляться с возникшими проблемами, вы заложите фундамент. В будущем он будет уже уметь решать свои проблемы.

СТРАХ ОСТАТЬСЯ БЕЗ МАМЫ

Когда я впервые своей дочери читала «Золушку», в том месте, когда к героине приходит Фея, дочь показала на картинку и сказала: «Мама». Я ей начала объяснять, что у Золушки не было мамы, у некоторых детей так бывает, а это пришла тетя. Но она показывала пальчиком на Фею и твердила: «Мама». С тех пор в этой сказке помочь Золушке приходит мама.

Дети бояться остаться без самого близкого человека. Они остро реагируют на уход мамы, просят маму вместе поиграть, быть всегда рядом. Зачастую это связано с недостатком общения. Особенно остро это проявляется, когда мама выходит на работу или ребенок идет в сад. Резко сокращается время совместного досуга, ребенку не хватает мамы, он истерит, требуя к себе внимания.

Каждый день находите несколько минут, чтобы просто пообниматься, чтобы ощутить тактильный контакт. Чаще говорите ребенку, что он самый дорогой человек на земле и что вы будете всегда рядом. Заранее предупреждайте о своем уходе.

Это может вызвать негативную реакцию, но вы рядом и сможете его успокоить. Он будет готов к вашему отсутствию, и быстрее вернется в обычное состояние после вашего ухода.

По возможности заранее определите конкретное время возвращения («я приду, когда ты пообедаешь») и выполняйте свои обещания!

СТРАХ БЫТЬ БРОШЕННЫМ

У поисковых отрядов есть правило: если ребенок потерялся на улице и родители не могут долгое время его найти, родственников уговаривают пойти… домой. Дело в том, что по логике детей мама не потерялась, а ушла домой. И действительно, часто оказывается, что ребенок, поняв, что не может найти родных, идет домой (если, конечно, он не слишком мал, чтобы запомнить дорогу).

Страх быть брошенным — один из самых сильных. Источник

Представляете, насколько для детей само собой разумеющееся, что мама или папа могут их бросить и уйти домой? Взрослым это кажется абсурдным, но не детям.

Этот страх широко распространен, поэтому родителям не следует использовать его ни в качестве угрозы, чтобы поддержать дисциплину, ни в качестве «шутки». Каждый раз, когда ваш ребенок выражает этот страх, используйте методы эмоционального воспитания, чтобы признать его чувства.

Убеждайте детей, что вы всегда будете любить его, хорошо о нем заботиться. Скажите ребенку, что будете рядом, несмотря ни на что.

СТРАХ СНА

Однажды ребенок решает, что больше спать не будет. Причины могут быть разные. Или ребенку приснился кошмар, или он долго лежал в кровати и не мог уснуть, или его что-то напугало вечером. Словом, в один момент у ребенка появился страх сна.

Что делать? Один из вариантов — перед сном читать книгу «Кролик, который хочет уснуть». Эта сказка построена на особых психологических техниках, которые помогают детям легче и быстрее засыпать.

Путешествуя вместе с кроликом Роджером (или Слоненком из аналогичной книги «Слоненок, который хочет уснуть»), ребенок расслабится и заснет. Книги написаны профессиональным психологом, а техники основаны на методе гипноза Эриксона.

Сказки совершенно безопасны для малышей и эффективны: многие засыпают уже к середине повествования.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

Для детей темнота воплощает великое неизвестное, это то место, где обитают все монстры. Если не обращать внимания на этот страх (само пройдет!), можно надолго сохранить у ребенка потребность спать с кем-то или при включенном свете. Нужно мягко и постепенно избавляться от боязни темноты, тогда малыш будет без проблем спать в одиночестве без света.

Боритесь со страхом вместе с ребенком. Источник

Многие родители пытаются помочь ребенку, убеждая его, что это пустяки. Не стоит этого делать, он вам все равно не поверит. Скорее, малыш решит, что вы его просто не понимаете.

Лучше используйте метод из детской книги «Я не боюсь темноты!».

Сначала на примере книги, а потом и в реальной комнате покажите, что страшные вещи, которые кажутся таковыми в темноте, совсем милые и безобидные, когда включается свет!

СТРАХ РОДИТЕЛЬСКИХ ССОР

Ссоры родителей могут сильно огорчать детей — они чувствуют, что это угроза их безопасности.

Становясь старше, дети узнают, к чему могут привести родительские скандалы, и опасаются, что конфликт родителей закончится разводом.

Кроме того, дети часто берут на себя ответственность за конфликт, считая, что они стали причиной ссоры родителей. Зачастую дети полагают, что они ответственны за сохранение семьи и в силах разрешить конфликт.

https://www.youtube.com/watch?v=qSBMsHqA8-c

Родители должны стараться не разрешать детям принимать активное участие в своих конфликтах. Кроме того, если ваши дети стали свидетелями спора между вами и вашим партнером, следует показать им, как разрешился конфликт. Маленькие дети могут не понять словесных разъяснений, зато быстро успокоятся, увидев, как мама и папа обнимаются.

По материалам книг:

Эмоциональный интеллект ребенка

«Кролик, который хочет уснуть»

«Слоненок, который хочет уснуть»

«Я не боюсь темноты!»

«Как победить страх»

«Мозг с препятствиями»

Обложка поста: pixabay.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/10/31/ya-boyus-detskie-straxi-i-kak-s-nimi-borotsya/

Детские фобии и страхи

Фобии (страхи) у детей

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Вместе с родителями» греческого священника и детского психотерапевта Василия Фермóса, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим о детских фобиях и страхах.

Страхи и фобии могут появиться в любом возрасте, но чаще всего они проявляют себя в наиболее эмоционально чувствительные периоды, то есть между тремя и шестью, а также девятью и двенадцатью годами жизни ребёнка.

Во время первого — дошкольного — периода ребёнок бурно развивается во всех сферах, как физически, так и душевно.

В течение второго, предподросткового, — созревает познавательная область сознания ребёнка, с помощью которой он становится способным осмыслить понятия, которые раньше были для него недоступны, например, понятие смерти. Таким образом, может возникнуть фобия, связанная со смертью его самого или близких ему людей.

Какие же могут быть поводы для возникновения детской фобии? Обычно это стрессовые события из жизни ребёнка. В дошкольном периоде таким событием может стать разлука: например, если мать начинает работать и отдаёт своего ребёнка в детский сад, или когда отец уезжает в длительную командировку.

Для многих детей 4 — 12 лет тяжело надолго разлучаться с родителями. В таких детях часто появляется, например, беспокойство о жизни и здоровье родителей.

При ближайшем рассмотрении случаев возникновения детского страха можно увериться, что ему предшествовала психологическая зависимость родителей от ребёнка, которую стали воспринимать как зависимость ребёнка от родителей!

Причины такой родительской зависимости могут крыться и в тяжёлой беременности или родах с постоянным страхом родителей потерять своего ещё не родившегося младенца, и какая-то продолжительная болезнь ребёнка, и большая разница в возрасте между родителями и их чадом. Проявление чрезмерной заботы обязано именно зависимости родителя от его ребёнка, а не наоборот! Это и кормление с ложечки, в то время как ребёнок уже способен есть сам, и сон рядом с ним, и ограниченная общительность, и недостаток инициативности…

Подобная зависимость может развиться также из-за сложностей в отношениях между супругами. В таком случае один из них пытается в эмоциональном смысле взять у детей то, чего не смогла дать «вторая половина». Если во взаимоотношениях супругов внезапно наступает кризис, когда они начинают ругаться между собой, то у ребёнка часто появляется страх, что его родители разведутся.

Ещё одним поводом для возникновения фобии у детей служит внезапное наступление тяжёлой болезни у одного из членов семьи или произошедший несчастный случай, а также события, психологически травмировавшие ребёнка, например, плохое обращение в детском саду и школе со стороны учителей, воспитателей или сверстников.

Бесконтрольный просмотр детьми телевизионных передач и фильмов, а также интернет — очень частый повод для возникновения фобий. Дети сейчас могут увидеть по телевизору или в интернете огромное количество вещей, которые абсолютно не соответствуют их возрасту и восприятию!

Часто страхи и фобии появляются у подростков, а также в юношестве. Например, в 17-25 лет у молодых людей и девушек может возникнуть страх заболеть какой-нибудь тяжёлой болезнью. Эти подростковые фобии — более сложный феномен, чем у детей дошкольного или предподросткового возраста. Часто причиной подростковых страхов является депрессия.

Подростки очень ранимы и зачастую сильно страдают от комплексов вины, которые создаются самим подростком без какой-либо внешней причины.

Дело в том, что отрочество — это период жизни человека, когда изменяется его тело, по-другому начинают протекать процессы в организме, происходят частые изменения в гормональной системе.

Подросток часто ощущает стыд за эти телесные проявления, он находится в недоумении и беспомощности, у него возникает комплекс вины. Бывает, что эти комплексы поддерживаются со стороны родителей и окружения.

Как родители могут помочь своим детям, если у тех возникла какая-нибудь фобия, и как сделать так, чтобы дети совсем не страдали от страхов и комплексов?

Многие фобии прекращаются сами собой по мере взросления. Однако в том случае, если фобия не проходит или состояние ребёнка ухудшается, то надо обратиться за помощью к специалисту. Симптомы проявления фобий, эмоциональное состояние детей тесно переплетаются с их личностными особенностями, поэтому в каждом конкретном случае необходим персональный подход к ребёнку.

Между тем, можно дать определённые советы родителям. Итак, что делать, если фобия уже возникла?

Во-первых, необходимо беседовать со своим ребёнком. Беседа очень часто помогает выявить проблему, родители могут узнать что-то о состоянии своего чада. Не всякий разговор — это беседа! Многие родители просто хлопают ребёнка по плечу, говоря что-нибудь, вроде «да ладно тебе, разве можно этого бояться в твоём возрасте?!..

» Тем самым они теряют единственную возможность выслушать своего ребёнка, позволить ему высказать, чего он на самом деле боится. К тому же, подобное отношение к детским и подростковым страхам порождает в детях комплекс вины.

Ребёнок начинает чувствовать себя виноватым, что в таком возрасте боится и этим мешает своим родителям и огорчает их, что он ещё незрелый и ведёт себя, как младенец и пр.

Во-вторых, родителям необходимо хорошо продумать своё поведение и реакцию на проявление фобий у своих детей. Например, ребёнок боится темноты, отказывается засыпать в одиночестве и просит кого-нибудь из родителей побыть рядом с ним.

Это обязательно надо сделать, чтобы ребёнок почувствовал присутствие родителя, но не стóит брать его к себе в постель или даже спать с ним в одной комнате. Папа или мама могут посидеть рядом с ребёнком, почитать ему, поговорить с ним, пока тот не заснёт, или помолиться вместе.

Родителям необходимо обратить особое внимание на молитвенный опыт своих детей — научить их молиться и помочь почувствовать силу молитвы, а также проявляющуюся в ней силу Божию, которая может преодолеть все страхи.

В-третьих, родители должны помнить, что их собственные взаимоотношения с другими людьми, а также их стрессы и страхи оказывают огромное влияние на психическое состояние детей.

воспитаниедетистрах

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции.

Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.

В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Источник: https://www.matrony.ru/detskie-fobii-i-straxi/

Как избавить ребенка от страха

Фобии (страхи) у детей

Разумное спокойствие родителей — лучшее средство от детского страха.

Люди, став взрослыми, уже не способны понять, как это мучительно — всего бояться.

Привидениепод шкафом

В сумерках, во мраке неуемная фантазия наших детей и внуков превращает занавески в двигающиеся призраки, дверца шкафа незаметно для глаза открывается, выпуская оттуда что-то черное и непонятное, из угла комнаты на ребенка что-то неотрывно глядит…

Страхи развиваются вместе с нашими детьми, каждому возрасту нередко присущ свой страх.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли, врачей, одиночества, в 3-4 появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, тот самый страх темноты, неведомых чудовищ и привидений, живущих под шкафом.

Позже появляется страх смерти, когда рядовые природные ситуации — например, гроза — могут вызывать панику, как угрожающие жизни ребенка и его близких.

Страхи очень мешают маленькому человеку жить и развиваться. Они мучают его, разъедают его душу и вызывают невротические расстройства: энурез, тики, заикание, плохой сон, раздражительность, беспричинную агрессивность, неумение находить контакт с окружающими — и это еще неполный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный в свое время детский страх.

Страхвоспитывает страх

Все дети чего-то боятся. Еще бы, ведь их окружает еще совершенно не изведанный мир, в котором чуть ли не на все, что их окружает, они смотрят снизу вверх. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью.

Поэтому нередко и сами взрослые совершают глупости, не думая о том, как отзовется в детском сознании неосторожно брошенное слово или непродуманное действие.

Так что психическое здоровье наших детей во многом зависит от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение.

Начнем с того, что воспитанию в ребенке опасливого отношения к окружающему миру очень способствует чрезмерная родительская опека. Оберегая маленького человека от малейших неприятностей, мы учим его всего бояться.

А чего стоят наши многочисленные окрики на попытки малыша прикоснуться к тому, что его окружает! Его тут, скорее, пугает не ситуация, а наша на нее реакция.

В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи — упадешь», «Не бери — испачкаешься», «Не гладь — укусит».

Мы очень хотим, чтобы дети нас слушались. Но у них это получается не всегда.

Тогда мы, в стремлении усилить воспитательный момент, начинаем пугать: «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек!», «Не будешь слушаться — волк тебя в лес унесет!» и все в таком роде.

Так вот: детей никогда не следует пугать ради послушания! Они испугаются того, чего нужно и не нужно и без нас, а так мы их страх только многократно усиливаем. Последствия воспитания страхом — тревожная мнительность, пассивность и подавление всякой инициативы.

Не способствуют формированию спокойного отношения к действительности постоянно звучащие в доме разговоры о болезнях и несчастьях, этакий во всем сквозящий пессимизм.

Если взрослые в семье видят в жизни прежде всего неприятности и трудности, то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостному взгляду на окружающее.

А ведь маленькие дети воспринимают большой мир через отношение к нему своих родителей.

Можно нагнать на человека лишнего страха и неумелым воспитанием в нем бесстрашия. Некоторые родители, полагая, что именно так делают мужественным, укладывают трехлетнего ребенка одного в темной комнате, желают ему спокойной ночи и до утра покидают детскую.

Ребенок, конечно, рано или поздно заснет, но — вконец измученный страхом. И вырастет не мужественным, а невротиком». Детские невропатологи в принципе не рекомендуют оставлять ребенка до 5 лет на ночь одного.

Если уж вам так хочется, чтобы ребенок побыстрее отвыкал от младенческого баюкания, не ложитесь с ним, а сядьте рядом в кресле и почитайте при свете настольной лампы, пока он не заснет.

Постоянное поддерживающее присутствие родителей — вот что более всего помогает детям преодолевать страхи. Ребенок постоянно задает нам вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и «когда?» во многом потому, что опасается того, о чем ничего не знает.

Будьте же терпеливы: чем полноценнее будут ваши ответы на эти «вечные» вопросы, чем больше ребенок будет знать — тем увереннее он будет себя чувствовать и тем меньше бояться. Дети, уверенные в себе и своих силах, почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов.

Родители могут их критиковать и наказывать, но при этом постоянно поддерживать, подчеркивать их большие и малые достижения, будь то первые шаги или решенная задача.

И здесь все решает любовь: дети, которых родители принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами, всегда спокойнее, чем их сверстники, вызывающие вечное недовольство отца или матери.

Порвать и сжечь

Спокойствие — вот главное, чем могут ответить родители на замеченный ими испуг ребенка.

Только не путайте спокойствие с равнодушием, которое, как и чрезмерная встревоженность, может привести к усугублению проблемы.

Посадите маленького человека рядом или на колени, поговорите с ним, пусть расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, чего боится, тем быстрее он это преодолеет.

Есть и инструментальные способы борьбы со страхом. Один из них — сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Пусть детская фантазия, родившая этот страх, поработает — с вашим направляющим участием — на то, чтобы его одолеть. Конец сказки должен быть обязательно о том, как герой побеждает всех своих врагов.

На очереди — рисование. Попросите ребенка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится, то самое темное чудовище или Бабу Ягу. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Внимательно наблюдайте, что в этот момент отражается у него на лице, какие чувства его наполняют.

Рисунок готов? Пусть теперь ребенок разделается с тем, что его пугает, и для начала — пририсует своему «страху» какие-нибудь смешные ушки, рожки, усики, потом погуще зачеркнет свой рисунок и в конце концов — порвет бумажку с изображением страшилища на мелкие-мелкие кусочки.

То, что от бумажки останется, хорошо бы — с вашей помощью, конечно, — сжечь.

Организуйте игру, в которой ребенок мог бы побороться со своими фобиями (несколько игр мы публикуем ниже). Игра — лучшая психотерапия от страха, особенно если это игра веселая, ведь когда нам смешно — нам не страшно.

Играми можно научить не бояться боли, побороться со страхом одиночества, с боязнью темноты, со страхом ошибиться и т.д. Допустим, ребенок боится звука лопающегося воздушного шарика и потому даже не берет его в руки.

А вы лопните шарик специально в его присутствии — и тут же весело засмейтесь над случившимся и, усиливая свою реакцию, еще и зааплодируйте! Ребенок в испугавшей его ситуации сразу обращается к родителям — а тут папа или мама не плачут, а веселятся! Повторите это несколько раз и увидите — малыш скоро перестанет бояться этих резких звуков, а может, и сам попросит вас показать этот фокус.

игротека «РГ»

В борьбе со страхами неоценимую помощь вам окажут самые простейшие и всем известные игры. Их можно лишь слегка усовершенствовать, приспособив к решению ваших проблем.

Пятнашки

Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен «запятнать» играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.

Старайтесь «пятнать» ребенка не просто символически, а ощутимо хлопнув.

В процессе погони пусть ведущий выкрикивает фразы типа: «Ну, погоди!», «Ты у меня получишь!», «Догоню и съем!» — и тому подобные шуточные угрозы, которые помогут ребенку избавиться от страха неожиданной угрозы или наказания в реальной жизни.

Прятки

Играйте в эту игру при выключенном или, для начала, притушенном свете, объяснив ребенку, что найти человека без света гораздо труднее и играть так интереснее. Если водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате.

Направляясь на поиски, загляните в темную часть квартиры, рассуждайте вслух, что вам страшно и вы ни за что туда не пойдете, да и ваш ребенок, конечно же, никогда не осмелится там спрятаться. Через какое-то время малышу, спрятавшемуся в темной комнате, непременно захочется «помучить» своего трусливого родителя.

Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более — с родительскими.

Источник: https://rg.ru/2009/10/15/strah.html

Как помочь ребенку побороть страхи и фобии – Развитие ребенка

Фобии (страхи) у детей

Некоторые дети бывают чрезвычайно чувствительными. Им требуется время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, людям и ситуациям. Например, если ребенок впервые идет в школу или спортивную секцию, он сможет получать от этого удовольствие только через некоторое время, когда привыкнет к обстановке.

Время от времени каждый ребенок испытывает страх. Маленькие дети изучают окружающий мир, получают новый опыт и сталкиваются с определенными трудностями или неожиданными обстоятельствами, которые могут их пугать.

Это неотъемлемая часть взросления и развития. Однако иногда ребенок испытывает иррациональный страх перед самыми неожиданными вещами. Например, боится звука сирены пожарной машины или скорой помощи, насекомых и т.д.

Детские страхи – это распространенное явление

Как утверждают психологи, 43 % детей в возрасте от 6 до 12 лет подвержены страхам. Самым распространенным в этом возрасте является страх темноты, особенно, когда ребенка оставляют самого в темной комнате. Также дети часто боятся животных, например, больших лающих собак. Некоторые дети страшатся огня, высоты или грозы.

Иногда дети, насмотревшись новостей по телевизору или в Интернете, боятся грабителей, похищения или войны. Если ребенок недавно пережил утрату или серьезную болезнь родственника, он может начать беспокоиться о здоровье близких. Обычно эти страхи проходят в подростковом возрасте.

Большинство из этих страхов не очень сильны, и они постепенно угасают.

Что такое фобии

Иногда страхи могут обостряться настолько, что превращаются в фобии. Это сильные и иррациональные страхи, мешающие в повседневной жизни.

Например, боязнь собак у шестилетнего ребенка может настолько вызывать у него панику, что он вообще будет отказываться выходить на улицу.

В возрасте 10-ти лет ребенок может быть так обеспокоен новостями о серийных убийствах, что будет настаивать на том, чтобы спать вместе с родителями.

У некоторых детей в данном возрасте возникает страх общения с людьми, которых они встречают в повседневной жизни. Такая застенчивость может помешать ребенку найти друзей в школе и общаться с большинством взрослых, особенно незнакомыми. Такие дети могут намеренно избегать социальных ситуаций (например, Дней рождения друзей), и им бывает трудно общаться с кем-либо, кроме своей семьи.

Часто у детей в этом возрасте возникает страх изоляции. Иногда этот страх усиливается, когда семья переезжает в другой город или ребенок переходит в новую школу.

Ребенок может бояться ехать в летний лагерь или даже ходить в школу. Такая фобия может иметь и физические симптомы, например, головные боли или боли в животе.

Все это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе и становится подавленным.

В возрасте 6–7-ми лет ребенок обычно впервые узнает о смерти, в связи с чем у него может возникнуть новый страх. Когда он понимает, что, в конечном счете, все смертны – и его родители, и он сам – его беспокойство может усиливаться. В некоторых случаях такая озабоченность смертью бывает очень болезненной.

Как справиться со страхами и фобиями

К счастью, большинство фобий поддаются лечению. Фобии обычно не являются признаком серьезных психических заболеваний, требующих длительного курса психотерапии. Но если беспокойство ребенка долго не проходит и мешает ему наслаждаться повседневной жизнью, ему потребуется профессиональная помощь психолога или психотерапевта, который специализируется на лечении фобий.

В ходе лечения фобий многие психотерапевты предлагают ребенку встретиться с источником своих страхов в безопасных дозах. Например, если ребенок боится собак, терапевт может во время разговора показать ему фотографии собак или видео с ними.

Затем он может предложить ребенку понаблюдать за собаками из окна. Наконец, психотерапевт может в присутствии взрослых поиграть несколько минут с маленьким безобидным щенком.

После этого ребенок будет чувствовать себя намного легче в присутствии собак.

Этот процесс называется десенсибилизацией: ребенок постепенно становится менее чувствительным к источнику своего страха каждый раз, когда сталкивается с ним. В конце концов ребенок не будет избегать ситуаций, которые стали причиной его фобии. Хотя этот процесс со стороны выглядит как само собой разумеющийся, совершать его нужно только под наблюдением профессионала.

Иногда психотерапия помогает детям стать увереннее в себе и менее подверженными страхам. В стрессовых ситуациях ребенку могут помочь дыхательные упражнения и техники релаксации.

Иногда врачи рекомендуют антидепрессанты как дополнительное средство, хотя их никогда не применяют как единственное средство лечения. Они помогают снять тревогу и панические атаки, связанные с фобиями.

Как родители могут помочь ребенку

Рассмотрим несколько способов, как родители могут помочь ребенку справиться со страхами и фобиями:

  • поговорите с ребенком о его тревогах и проявите сочувствие. Объясните ему, что у многих детей есть страхи, но с вашей поддержкой он обязательно научится с ними справляться;
  • не приуменьшайте страхи вашего ребенка и не высмеивайте их, особенно в присутствии его сверстников;
  • не принуждайте ребенка проявлять храбрость. Ему может потребоваться время, чтобы справиться со своими страхами. Тем не менее, вы можете ненавязчиво поощрять его посмотреть в глаза своему страху и не избегать ситуаций, которые его пугают. Главное – не настаивать на этом.

Страхи – это нормальная часть жизни ребенка, реакция его психики на реальную или воображаемую угрозу, источник которой находится в окружающем мире. Поэтому родители должны поддержать ребенка в таких ситуациях.

Разговаривая с ним о его страхах, родители должны признавать их, но не усиливать и не приуменьшать. Успокойте ребенка и предложите ему способы справиться со страхами. Доверительное общение и поддержка – эффективный метод борьбы со страхами.

Если это не помогло, страх может перерасти в фобию, и тогда лучшим средством будет помощь профессионалов.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
19.04.2018

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/5771/

5 детских страхов, которые могут превратить жизнь ребенка в кошмар

Фобии (страхи) у детей

Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, живой классик русского нейролингвистического программирования.

Ребенка без детских страхов не бывает. Вспомните хотя бы свое собственное детство — все мы чего-нибудь боялись. Некоторые страхи вполне оправданы и являются проявлением инстинкта самосохранения — например, страх высоты, свойственный всем приматам в принципе.

Есть и другие страхи, кажущиеся нам нелепыми и необоснованными, детским капризом или фантазией. Не следует воспринимать страх как болезненное отклонение детской психики.

Даже если их называют словом «фобия» и пугают родителей длинными умными терминами (например, гексакосиойгексеконтагексафобия — страх числа 666), все равно это просто страх.

Универсальной причины — чего-то такого, что можно раз и навсегда искоренить — у детских страхов нет. Они могут быть реальными, основанными на неприятном или болезненном прошлом опыте, а могут быть связанными только с богатым воображением. Ведь, помимо анализа окружающего мира, мышление ребенка занимается также синтезом, создавая причинно-следственные связи — зачастую случайным образом.

Поэтому предметом страха может стать самый что ни на есть случайный фактор: например, после визита к хирургу ребенок может начать бояться белого халата и запаха медицинского эфира, а может бояться ездить в автобусе определенного маршрута, который привез его в прошлый раз в ту самую поликлинику.

Суть этого механизма проста и полностью описывается пословицей «Обжегшись на молоке, дуем и на воду»: прошлый опыт обобщается и распространяется на все похожие факторы, явления и события окружающего мира.

У ребенка со слабой нервной системой этот механизм включается легче и работает мощнее, у детей с сильной нервной системой может не заработать никогда.

Не оставляйте детей наедине с предметами их страхов. Если малышу кажется, что под кроватью кто-то есть, а вы возражаете «там никого нет, это чушь, засыпай немедленно!» — ребенок поймет это так, что вы оставили его наедине с неизвестным чудищем под кроватью.

Ведите себя так, будто вы серьезно относитесь к детским опасениям: загляните вместе с ребенком под кровать, успокойте его, побудьте рядом с ним, пока он засыпает. Можете рассказать, как сами в детстве чего-то боялись, но потом это прошло само, потому что вы повзрослели.

Не смейтесь над ребенком, смейтесь вместе с ним над предметом его страха. Например, припишите его страх какой-нибудь игрушке и попросите сына или дочь объяснить ей, что бояться здесь нечего.

«Якорные техники». Можете использовать так называемые «якорные техники» из арсенала НЛП (нейролингвистическое программирование).

Каждый раз, когда ребенок чему-то горячо и искренне радуется или когда он особенно уверен в себе (справился с трудным заданием, заслужил одобрение), прикоснитесь к нему особенным образом: к тыльной поверхности запястья, к плечу сзади.

В тех случаях, когда ребенок начал чего-то бояться, добавьте к уговорам это особенное прикосновение — и его самочувствие улучшится.

«Шоковая профилактика».

Если вы вместе с ребенком столкнулись с реальной травмирующей ситуацией (например, сломался лифт и вас из кабины лифта вызволяли техники), вам поможет «шоковая профилактика» фобии.

Ее суть в том, что надо обязательно завершить прерванное, незавершенное действие: при описанной здесь поломке лифта нужно немедленно пересесть в такой же лифт и два-три раза прокатиться на нем просто так.

Совет, который помогает и взрослым при попадании в автоаварию: сразу же снова садитесь за руль и продолжите вести машину! Чтобы авария не стала фундаментом для фобии, она должна остаться в памяти ребенка или взрослого маленьким досадным эпизодом. Именно эпизодиком — но не эпизодищем, прервавшим действие (в случае фобии — навсегда).

Пройдемся более подробно по самым частым детским страхам.

Боязнь темноты чаще всего основана на детской фантазии, ведь малыши боятся того, что скрывает темнота. Когда вы лежите в постели и не можете уснуть, вы думаете: вспоминаете прошлые события и фантазируете о будущих. У ребенка все то же самое, только элементов сказки в его мышлении больше. Для детей до пятилетнего возраста все фантазии так же реальны, как и вы, сидящий в его комнате.

Дети живут в своем собственном волшебном мире и пользуются детским магическим мышлением, перерабатывая все, что услышали или увидели. Обычный вечерний выпуск новостей по телевизору ребенком и взрослым воспринимается совершенно по-разному.

В чем проблема? Кошмарные сновидения не позволяют ребенку полноценно выспаться и отдохнуть, поэтому он может становиться капризным. А просьбы остаться на ночь в родительской постели из-за страха темноты могут перерасти в привычку.

Что делать? Позаботьтесь о психогигиене. Ограничьте время общения ребенка с телевизором до получаса в день. Его вредно смотреть не только перед сном, но и в дневное время. Не рассказывайте в его присутствии о преступлениях, не обменивайтесь мнениями о кровожадных статьях из газет.

Создайте свой особенный вечерний ритуал отхода ко сну: теплое молоко с медом, 5 минут спокойной беседы или чтения перед сном. Включайте ночник, оставляйте дверь в его комнате слегка приоткрытой, пока малыш не заснет.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/5-detskih-strahov-kotorye-mogut-prevratit-zhizn-rebenka-v-koshmar.htm

Судебный вердикт
Добавить комментарий